За последнюю неделю ситуация с распространением коронавируса в Казахстане заметно ухудшилась. По официальным данным, в стране насчитывается 18 231 случая заболевания с симптомами, 10 625 бессимптомных больных и 127 смертельных исходов. При этом 11 158 гражданам нашей страны удалось победить эту болезнь.
Кроме того, на просторах соцсетей и СМИ активно обсуждается, что в казахстанских больницах и стационарах не хватает палат и оборудования для размещения большого количества больных. Эту информацию подтверждают не только рядовые казахстанцы, но и врачи.
К примеру, не так давно Казнет облетело шокирующее видео, где главный инфекционист управления здравоохранения Нур-Султана Сауле Атыгаева рассказала, что за последнюю неделю наблюдается большое количество тяжелобольных, 95 процентов - пациенты с пневмонией, а реанимация заполнена практически вся. Кроме того, врач рассказала, что для медиков это огромная психологическая нагрузка, многие уже изрядно пьют антидепрессанты, а сама г-жа Атыгаева не сдержала слез, когда говорила об умирающих людях в стационаре.
Такие пугающие данные вызывают немало опасений у рядовых граждан, в соцсетях даже активно обсуждается теория о том, что Казахстан ожидает «итальянский сценарий», когда система здравоохранения страны не справлялась с наплывом больных и медучреждения были переполнены.
В связи с этим редакция медиа-портала Caravan.kz выяснила, насколько опасно складывается ситуация в инфекционных больницах страны, как казахстанцы переживают вторую волну пандемии и что об этом заявляют официальные лица.
«Не хватает ни коек, ни кресел. В приемной люди лежат на ступеньках»
Наши сограждане, переболевшие коронавирусом, рассказывали множество историй о поистине тяжелых условиях, с которыми приходится сталкиваться в казахстанских больницах. К примеру, жительница Нур-Султана Ирина Климова, пациентка второй многопрофильной больницы, написала на своей странице в Facebook, что в учреждении не хватает ни каталок, ни кресел для перевозки пациентов, а люди лежали на лавочках и ступеньках.
Но самое страшное, по ее мнению, - это условия содержания пациентов.
«Мы находимся в общем зале под названием "Физкабинет", на железных кроватях, с тоненькими матрасами, не приспособленных для нормального восстановления больного человека. В кабинете нас семь человек. Ни о какой дистанции нет речи. Туалета нет. Он в конце коридора, до которого многие просто физически не могут дойти. Мы уже не говорим про душ. Его в принципе здесь нет», - написала она.
Кроме того, по ее словам, сами врачи не справляются с таким наплывом больных. Людей не успевают принимать и размещать по койкам, всю работу выполняют хрупкие медсестры, которым приходится переодеваться по нескольку раз за день из-за того, что с них пот буквально ручьем течет. А в коридорах периодически воцаряется атмосфера паники из-за большого количества тяжелобольных, нуждающихся в кислороде.
По данным управления здравоохранения города Нур-Султана на 17 июня, у более чем половины из 500 человек, ежедневно поступающих в больницы, диагностируют вирусную пневмонию. Число таких случаев в июне по сравнению с началом года увеличилось в 100 раз.
Жительница Алматы Алина Джанзакова, также переболевшая этим страшным вирусом, рассказала, что, когда она находилась в больнице, пациентов доставляли каждые 15-20 минут, кареты работали не переставая.
- Экипажи скорой помощи в инфекционную больницу приезжают очень часто. И в последнее дни, которые я провела там, доставляли новых пациентов едва ли не каждые 15-20 минут. Больница к моменту моей выписки уже была переполненной, - поделилась она.
48-летняя жительница Алматы по имени Айман, перенесшая коронавирус, подтвердила, что ситуация в провизорных центрах оставляет желать лучшего. Она рассказала, с какой картиной столкнулась, когда приехала туда после обнаружения симптомов вируса.
- Мы прибыли в семь часов вечера. Около десяти минут я простояла у входа, пока оформляли мои документы. За эти десять минут, что я стояла у двери, не поверите, машины скорой помощи подъезжали каждую минуту. Каждую минуту... Не успевают. Людей много. «Мы не принимаем», - говорят им. «Не привозите сюда. Куда мы их положим? Где размещать?» - говорили сотрудники больницы. Здесь очень много людей. Слов нет. Не думала, что такая ситуация. Ходят только две медсестры. Мне показалось, что не хватает врачей, - заявила она.
«У нас полный хаос. У хирургов опускаются руки»
Стоит отметить, что тяжело приходится в этой ситуации не только больным, но и рядовым врачам, которые находятся на передовой по борьбе с вирусом. Их жалобы также дошли до общественности.
21 июня в соцсетях появилась аудиозапись медработника одной из больниц Алматы, который сообщил о ситуации с коронавирусной инфекцией в южной столице. По словам врача, в одном из медучреждений Алматы, однако, в каком именно, не уточняется, хирурги и завкафедрой заразились COVID-19, в связи с чем медикам приходится работать втроём.
В то же время он отметил, что больницы Алматы сейчас переполнены, в том числе и реанимационные отделения. Ко всему этому медучреждения испытывают дефицит аппаратов искусственной вентиляции лёгких.
- У нас полный хаос. Никто ничего не хочет делать, все отпустили ситуацию, боятся конфликта. Но что ослабили карантин - я не знаю, как назвать. У хирургов руки опускаются, - сказал медик.
Эту же информацию подтверждали и многие другие казахстанские врачи. Журналистам Радио Азаттык удалось поговорить с врачами южной столицы, которые подтвердили описанную выше информацию и рассказали о тяжелых условиях труда. При этом, разумеется, они попросили не упоминать их имен, дабы «избежать проблем на работе». Примечательно, что все в один голос говорят: «В стационарах нет мест».
- 16–17 июня не могли никого положить. В стационаре вообще нет мест, он переполнен. Только самых тяжелых пациентов сказали госпитализировать. Стационары забиты. Две недели назад мы могли госпитализировать до пяти-шести человек. Бывало, мы до 16 человек госпитализировали. Это только по нашей поликлинике. А по городу еще больше. А сейчас это остановили. Три дня назад положили одного пациента, - рассказал медработник.
Другой медик, эпидемиолог в одной из крупнейших больниц города, говорит, что ее рабочий день начинается ранним утром, возвращается она домой после 21 часа, и добавляет: «И так каждый день».
- Весь день ищем места для госпитализации пациентов. Ругаемся, ссоримся, просим, умоляем, и только так как-то удается... «У этого человека тяжелое состояние, у него затрудненное дыхание, не падает температура», - приводим такие доводы, находим место и госпитализируем. Затем звоним в управление здравоохранения. Получаем оттуда разрешение. Звоним в инфекционный стационар, спрашиваем, есть ли места. Сейчас стационары переполнены, - добавляет она.
Официальная позиция
Многие казахстанские чиновники признают тяжесть сложившейся ситуации, однако призывают народ не поддаваться панике, утверждая, что ситуация находится под контролем властей.
15 июня руководитель управления общественного здоровья Алматы Камалжан Надыров заявлял, что хотя «ресурсы системы здравоохранения не безграничны», но сейчас в Алматы «достаточно мест для госпитализации инфицированных». Однако уже через два дня ведомство признало нехватку больничных коек.
- Ежедневно более 2500 экстренных случаев по городу. Вопрос не только в свободных койках, но и в наличии врачебных бригад, готовых работать с «ковидными» пациентами. Поэтому, к сожалению, мы вынуждены избирательно подходить и госпитализировать пациентов исключительно со средней и тяжелой степенью течения болезни, - сказал он.
17 июня «обострение» ситуации в столице признала руководитель управления здравоохранения Сауле Кисикова, сообщившая, что в больницах не хватает мест и тестов. По ее словам, количество вызовов скорой помощи в городе увеличилось в три с половиной раза, а в середине июня ежедневно регистрировалось в среднем свыше 150 новых случаев коронавирусной инфекции, из них 50 процентов - так называемые бессимптомные.
- В реанимационном отделении находится 80 человек. Число подключенных к аппаратам ИВЛ возросло в четыре раза. В городе проживает один миллион 200 тысяч человек. Если горожане продолжат вести себя беспечно, то на всех врачей и коек не хватит. Не всем будет своевременно оказана помощь. Если жители не будут соблюдать рекомендуемые санитарные нормы и при необходимости самоизолироваться, то возникнет очень серьезная тяжелая ситуация в городе, - сказала Кисикова.
Однако есть и хорошая новость. 22 июня советник министра здравоохранения по лабораторной службе Жанар Сулейменова сообщила, что коронавирус генетически меняется и казахстанцы стали легче его переносить.
- Сейчас, конечно, больше регистрируем случаи бессимптомного носительства либо легких форм заболеваний коронавирусом, которые говорят о том, что происходят генетические видоизменения структуры болезни. Случаи тяжелых форм пневмонии, которые мы наблюдали, уже фиксируются не в таком количестве, - сказала Жанар Сулейменова на брифинге в Нур-Султане.
Это внушает надежду, что в скором времени нам удастся побороть этот страшный вирус, однако не отменяет того факта, что гражданам нашей страны следует более бдительно следить за своим здоровьем, а также соблюдать необходимые меры безопасности, дабы не стать одним из пациентов казахстанского стационара.