Эпоха созидания

Успех на этом судьбоносном пути, полном исторических вызовов, сопутствовал лишь немногим из тысяч этносов на нашей планете.

Об этом сообщается в «Республиканской газете «Казахстанская правда».

И сегодня в мире насчитывается не более 200 суверенных стран, только несколько десятков из которых достигли вершин геополитического могущества и экономического процветания.

Пройдя через горнило испытаний, эти избранные народы обрели прочный как сталь характер и несгибаемую веру в собственные силы, а участие каждого гражданина в эпохальном государственном строительстве сформировало в них чувство национальной гордости, солидарности и единения.

Вместе с тем мировая история убедительно свидетельствует, что динамичное и успешное развитие стран практически никогда не происходило без деятельного участия национального лидера, соразмерного высоким стратегическим задачам и запредельному уровню возможностей и угроз своей эпохи. Более того, они всегда выступали в качестве одного из решающих факторов во всех значимых достижениях и победах народов – лидеров глобального развития.

Поэтому счастливы те страны, которые в переломный момент истории смогли породить национального гения, способного вдохновить народ на великие свершения и озарить ему дорогу в будущее.

Миссия пробуждения национального духа и возрождения нашей государственности легла на плечи одного из титанов современной глобальной политики – Нурсултана Назарбаева, исполинская фигура которого будет служить незыблемым ориентиром для благодарных потомков на протяжении веков.

Именно ему на заре независимос­ти наш народ доверил проектирование и строительство нового Казахстана. Время доказало правильность этого судьбоносного выбора.

Содержание и суть его много­гранной деятельности по созданию основ подлинного суверенитета, выстраиванию эффективной экономики, формированию гармоничного общества и определению приоритетов развития страны на новейшем этапе национальной истории является веским доводом для признания Первого Президента Казахстана отцом-основателем нашей современной государственности и истинным Лидером нации.

Исторический феномен Нурсултана­ Назарбаева заключается в том, что он сумел консолидировать созидательный потенциал нации и мобилизовать общество на мощнейший прорыв в будущее, получивший в мире образное название – «прыжок казахстанского барса».

Сугубо прагматичный подход Лидера нации, предполагающий конкретные дела, сохранение устойчивости всей системы, стратегическое планирование и поэтапное развитие, позволил нашей стране за неполные 30 лет добиться впечатляющих результатов в государственном строительстве. Благодаря непрерывному процессу трансформации и глубоким сис­темным реформам во всех сферах общества в мире заговорили о «казахстанском чуде», главным творцом и автором которого является Нурсултан Назарбаев.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что в международной теории государственного управления и лидерства появился новый успешный пример национальной модернизации и эволюционных преобразований. Они по своему масштабу сопоставимы с реформами Мэйдзив Японии, Ататюрка в Турции, Франклина Рузвельта в США, Людвига Эрхарда в Германии, Ли Куан Ю в Сингапуре, Дэна Сяопина в Китае.

По мнению многих авторитетных экспертов, Первый Президент Казахстана, безусловно, входит в когорту самых выдающихся государственных деятелей мира, которых прежде всего отличают беззаветное служение своему народу во имя его прогресса и благополучия, яркий талант политического провидца и уникальное стратегическое мышление.

Именно такие качества и эффективный стиль политического лидерства были востребованы на стыке исторических эпох, когда Великая степь стала пробуждаться от многовекового сна и вновь, как и многими столетиями ранее, вышла на авансцену мирового развития.

Истинные лидеры не живут только настоящим днем и не мыслят конъюнктурными категориями. Уинстон Черчилль говорил, что политики думают о следующих выборах, а государственные деятели о следующих поколениях. Нурсултан­ Назарбаев во всех сложных и критических ситуациях всегда действовал смело и решительно, уверенно брал ответственность на себя и неизменно расширял горизонты национального стратегического планирования.

Все эти годы он постоянно находился в режиме интенсивного интеллектуального поиска оптимальных путей решения сложнейших задач государственного строи­тельства. Результатом которого становились актуальные смыслы и тексты, перспективные проекты и идеи, востребованные жизнью инициативы и программы. Они сформировали надежный базис для последовательного прог­ресса и устойчивого продвижения независимого Казахстана вперед.

Инновационная формула и логика уникальной модернизационной доктрины Назарбаева хорошо укладывается в шесть ключевых направлений – системообразующих столпов его политики, обеспечивавших внутренний баланс и выверенный темп процессам формирования суверенной государственности и форсированного нациестроительства.

Через призму этих «шести золотых положений» концептуальной модели Лидера нациирельефно видны все его значимые достижения, колоссальный объем работы и титанические усилия по созиданию сильного конкурентоспособного Казахстана в новом глобальном мире.

I. Возрожденная государственность

Сегодня на излете второго десятилетия XXI века Казахстан извес­тен всему миру как состоявшееся и устремленное в будущее государство. Молодое поколение казахстанцев воспринимает такое положение дел как исторический факт и незыблемую данность. И это во многом справедливо. Но нам необходимо всегда помнить, кто стоял у истоков нашей независимости и был ее путеводной звездой в критически важные годы становления, когда Казахстан, будучи одним из «осколков» некогда могучей «красной империи», стал постепенно трансформироваться в сильную региональную державу.

Мы не должны забывать, что под выдающимся руководством Нурсултана­ Назарбаева наша страна успешно прошла через болезненные процессы определения собственного пути развития и поиска уникальной национальной идентичности. В начале 90-х годов прошлого столетия мы столкнулись с целым комплексом сложнейших системообразующих проблем при возведении здания нового суверенного государства и формировании эффективной рыночной модели экономики. Большая часть нашего народа была полнос­тью ­дезориентирована, социальная сфера находилась в глубокой затяжной депрессии, а на международном уровне мы представляли собой абсолютную терра инкогнита.

Тяжелейший социально-экономический кризис и ощутимые разломы в общественном сознании страны способствовали появлению множества пессимистичных оценок по поводу перспектив нашей молодой государственности.

Именно в это судьбоносное для всех нас время на исторической сцене ярко проявились мощный политический талант и харизма нашего национального лидера – Нурсултана Назарбаева, ставшего идейным вдохновителем и главным архитектором независимого Казахстана.

За короткий срок он определил и последовательно сформировал все базовые основы нового государства, ставшего культурно-историческим преемником могущественных держав Великой степи прошлых эпох. Прежде всего усилия Первого Президента были сконцентрированы на вопросах укрепления организационно-правового фундамента страны, институционального строи­тельства, безопасности и международных отношений, обеспечения финансово-экономического суверенитета и формирования идеологии национального единства и согласия.

Первым шагом стало принятие Декларации о государственном суверенитете от 25 октября 1990 года. Однако несмотря на большое историческое значение данного документа, реальная история независимого Казахстана начинается 16 декабря 1991 года с момента принятия Закона «О государственной независимости Республики Казахстан». Этот закон конституционно оформил первые вехи государственного развития, закрепил приверженность страны нормам международного права, самостоя­тельность во внешней политике. Благодаря этому основополагающему законодательному акту было заявлено о создании собственной системы национальной безопаснос­ти и формировании независимой финансовой, налоговой и таможенной политики. Кроме того, он стал надежной базой для комплексной общественно-политической и социально-экономической модернизации страны и прочным базисом для построения гармоничного правового государства.

Процесс юридического оформления и институционального укреп­ления суверенитета был крайне важен, но менее важным для молодой республики было определить и презентовать гражданам и всему миру свою национальную символику.

Понимая всю идеологическую важность этого шага, Первый Президент принимал самое непосредственное участие в разработке официального флага, герба и гимна Казахстана. Напряженный творчес­кий процесс завершился 4 июня 1992 года, эта дата стала днем рож­дения новой государственной символики. Почти 15 лет спустя был одобрен новый вариант гимна нашей страны, в котором Нурсултан Назарбаев значится в качестве одного из соавторов слов.

Еще одним важным атрибутом визуально-символического суверенитета является национальная валюта, которая была введена в ноябре 1993 года. Казахстанский тенге значительно укрепил экономическую независимость страны и обеспечил долгосрочную стабильность финансовой системы.

Также ключевой характеристикой суверенного государства является международно признанная территория. В истории многих степных империй понятие границ всегда носило достаточно условный характер и редко фиксировалось в официальных документах. Но с развитием глобальных институтов и современного международного права юридическое оформление государственных границ «девятой территории мира» приобрело стратегическое значение для молодой республики и стало важным приоритетом внешней политики Казахстана.

Протяженность государственной границы нашей страны по суше составляет 13 400 километров. Процесс делимитации сухопутной границы уместился в довольно короткий период – с 1992 по 2005 год. Водная же граница на Каспийском море была окончательно установлена и закреплена только в 2018 году в Актау после подписания всеми прибрежными государствами соответствующей правовой конвенции. Теперь по всему периметру государственной границы у нас нет спорных и нерешенных моментов с соседями, а неприкосновенность границ обеспечивается и гарантируется системой многосторонних и двусторонних договоров.

Впервые в истории Казахстан обрел юридически оформленные и международно признанные государственные границы. На фоне глобальной геостратегической неопределенности и эскалации приграничных конфликтов между различными странами это стало одним из ключевых достижений Лидера нации.

Наряду с интенсивной внешнеполитической деятельностью Нурсултан Назарбаев всегда уделял первостепенное внимание вопросам усиления охраны государственной границы и сохранения территориальной целостности страны. Для обеспечения этой стратегической задачи 7 мая 1992 года Указом Первого Президента Казахстана были созданы собственные Вооруженные силы, ставшие надежным гарантом суверенитета нашей республики.

В первые годы становления, когда только создавался фундамент молодой государственности, Нурсултаном­ Назарбаевым в кратчайшие сроки были подготовлены и утверждены сотни критически важных законопроектов, позволивших своевременно запустить масштабные реформы во всех сферах нашей жизни. Всего же за годы независимости Первым Президентом было подписано около трех тысяч законов и практически семь тысяч указов.

На начальном этапе строительства государства особое значение имело принятие на республиканском референдуме 30 августа 1995 года новой версии Основного закона, заложившего прочные основы для всесторонней модернизации страны. Новая Конституцияпровозгласила Казахстан «демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». Основополагающими принципами деятельности Республики Казахстан, закрепленными в Конституции, стали «общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм».

Любые кардинальные изменения жизненного уклада встречают закономерное сопротивление людей, которые могут зачастую выливаться в самые радикальные формы протеста. Так было во многих постсоветских странах, переживших яростные столкновения политических оппонентов, ожесточенные споры радикалов и бесплодные многолетние граж­данские противостояния, переходившие местами в бессмысленную братоубийственную войну.

К счастью, в Казахстане слом старой советской тоталитарной системы и переход к плюралистическому обществу и рыночной экономике прошел без трагических катаклизмов. Политическая зрелость и государственная мудрость Первого Президента Казахстана позволили нашей стране избежать незавидной участи некоторых наших соседей и построить действенную модель гармоничного общенационального согласия и единства.

Вместе с тем любое общество нуж­дается в позитивной мотивации и мощном мобилизующем начале. Именно поэтому Лидер нации одним из ключевых приоритетов государственной политики сделал возрождение культуры и традиций, а также всестороннее развитие казахского языка. В эти годы дана объективная оценка драматическим событиям нашей истории и были возвращены из небытия многие значимые имена, проведены сотни памятных мероприятий и юбилейных торжеств во всех регионах страны. Все это последовательно укрепляло патриотический дух народа и способствовало росту национального самосознания в обществе.

Однако особым проектом в ряду духоподъемных инициатив стала новая столица. В середине 1990-х годов в период острого социально-экономического кризиса и глубинной политической трансформации Нурсултан Назарбаев предложил идею о переносе главного города страны из Алматы в Акмолу – гео­графический центр государства.

Ее логичность, символизм и, главное, открывающиеся перспективы для развития страны в тот момент оценить смогли лишь немногие.

Благодаря политической воле и четкому видению Лидера нации Казахстан успешно реализовал этот грандиозный проект, который под силу только немногим государствам. За короткий срок новая столица превратилась в реальный политический, экономический и культурно-образовательный центр не только нашей страны, но и всего региона. Она позволила эффективно использовать выгодное географическое расположение на стыке Европы и Азии, выступила локомотивом национальной экономики, стала мощным центром притяжения людей и связующим элементом для многих масштабных программ и значимых инициатив.

Формат настоящей статьи не поз­воляет в полной мере раскрыть объем и структуру всех эпохальных событий первых лет независимости. Однако главное неизменно: народ Казахстана во главе с Нурсултаном Назарбаевым в кратчайшие сроки построил прочный фундамент возрожденной государственности. На карте мира появилась новая независимая страна – Республика Казахстан! Слагаемыми успеха которой стали прочная государственность, сплоченная нация и сильный лидер.

II. Конкурентоспособная рыночная экономика современного типа

С начала становления независимого Казахстана примат экономичес­кого развития обуславливал логику всего процесса преоб­разований в новой стране. Такой прагматичный подход Первого Президента позволил эффективно и в сжатые сроки осуществить исторический по своей значимости переход от прежней сверхцентрализованной административно-командной экономики к современной рыночной системе. Под руководством Нурсултана Назарбаева Казахстан стал лидером в реализации самых успешных и масштабных рыночных реформ на постсоветском пространстве.

Они осуществлялись в условиях глубокого экономического кризиса, спада производства и гиперинфляции, последовавших за коллапсом советской хозяйственной модели. Однако благодаря последовательной политике Первого Президента удалось не только преодолеть эти трудности, но и осуществить самое главное – сформировать необходимые условия для свободного развития предпринимательства и бизнеса. Массовая приватизация, внедрение института частной собственности обеспечили эффективное управление предприятиями и способствовали созданию полноценных механизмов рыночной экономики в Казахстане.

Одним из важнейших шагов в укреплении финансового суверенитета страны стало введение в 1993 году национальной валюты – тенге. Это позволило стабилизировать финансовую систему и прис­тупить к проведению независимой кредитно-денежной политики. В результате Казахстан вышел на лидирующие позиции в СНГ по привлечению прямых иностранных инвестиций, объем которых сегодня превысил 320 миллиардов долларов. Это является наглядным свидетельством благоприятного инвестиционного климата и веры иностранных парт­неров в нашу страну и его лидера.

Приток инвестиций обеспечил мощный подъем топливно-энергетического комплекса и горно-металлургической отрасли, обеспечивших стабильность и последующий рост экономики страны на пороге третьего тысячелетия. В связи с этим важным шагом стало учреждение в 2001 году Национального фонда. Он стал эффективным институтом защиты от внешнеэкономических рисков и важным механизмом накопления средств для будущих поколений.

Благодаря решительной антикризисной политике и более глубокой рыночной трансформации Казах­стан успешно преодолел пос­ледствия азиатского финансового кризиса 1997–1998 годов и мирового финансово-экономического кризиса 2008–2009 годов.

Изменение конъюнктуры глобальных рынков, переход ведущих стран мира к низкоуглеродной экономике, наступление цифровой эры стали новыми вызовами для Казахстана в XXI веке.

Учитывая эти новые технологические реалии, Лидер нации обозначил курс на масштабную модернизацию казахстанской промышленности. Главная цель – соз­дание конкурентоспособной и диверсифицированной экономики, ориентированной на выпуск несырьевых товаров. Важнейшими вехами на этом пути стали реализация государственных программ форсированного индустриально-инновационного развития и укрепление инфраструктурного потенциала в рамках программы «Нұрлы жол».

Производство изделий с высокой добавленной стоимостью – одно из главных требований Нурсултана Назарбаева в реализации современной индустриальной политики. Сегодня в этом направлении уже достигнуты значимые результаты. За последние годы запущено 1 250 новых производств, освоен выпуск порядка 500 новых видов продукции. Экспортные поставки из Казахстана осуществляются на рынки 110 стран мира. Объем производства с 2009 года в обрабатывающем секторе увеличился более чем в 3 раза.

Доля обрабатывающего сектора в структуре промышленности увеличилась с 36 до 42%, а экспорт обрабатывающей промышленнос­ти – с 28 до 32% в общем объеме экспорта. Машиностроение, в том числе автомобилестроение, стало одной из самых динамично развивающихся отраслей. Каждый второй проданный новый автомобиль в стране был произведен в Казахстане.

Первый Президент уделял также особое внимание вопросам развития конкурентоспособности агропромышленного комплекса и вывода его на мировой уровень. Реформы в сельском хозяйстве, нап­равленные на увеличение производительности труда и рост экспорта переработанной сельхозпродукции, способствовали подъему аграрного сектора.

Страна стала одним из главных мировых экспортеров зерна и муки, последовательно развивается и отечественное животноводство.

С первых лет независимости Нурсултан­ Назарбаев придавал важное значение развитию транс­портного потенциала страны.

Благодаря стратегическому видению и воле Первого Президента Казахстан преодолел внутриконтинентальную замкнутость и стал мощным транзитным хабом евразийского масштаба.

Открыт казахстанский участок международного транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай протяженностью 2 787 километров. Сформирован Транскаспийский коридор, включаю­щий порт Ляньюньган на востоке Китая, сухой порт «Хоргос – Восточные ворота», сеть железнодорожных и автомобильных магистралей до казахстанских портов на Каспийском море – Курык и Актау. Создана современная логистическая инфраструктура и осуществляется регулярное контейнерное сообщение. Таким образом, Казахстан стал значимым элементом мировой системы грузоперевозок.

В целом в стране за эти годы пост­роено и реконструировано свыше 12,5 тысячи километров автомобильных дорог и более 2,5 тысячи километров железнодорожных путей. Идет строительство магист­ралей Центр – Юг (Астана – Караганда – Алматы), Центр – Восток (Астана – Павлодар – Усть-Каменогорск) и Центр – Запад (Астана – Актау). Проведена реконструкция 12 пассажирских терминалов и взлетно-посадочных полос в 16 аэропортах страны.

Развивается малый и средний бизнес – основа экономики и источник благосостояния многих казахстанцев. Количество действующих субъектов малого и среднего бизнеса превысило сегодня 1,2 миллиона единиц, в этой сфере занято порядка 3,2 миллиона человек. Доля МСБ в 2018 году достигла более 27%, тогда как в 2005 году она составляла немногим более 10%.

Казахстан успешно интегрировался в систему глобальной торговли и производства. Внешнеторговый оборот с 1995 года вырос более чем в 9 раз – с 9 до 85 миллиардов долларов.

В 2015 году в результате длительного переговорного процесса Казахстан вступил во Всемирную торговую организацию. Это обеспечило нашей стране равные права на внешних рынках, а также доступ к возможностям ВТО по урегулированию торговых споров и предупреж­дению дискриминационных мер.

В стране сформировался устойчивый средний класс. Сбережения на душу населения с 1997 года выросли более чем в 240 раз, с 1 900 до 460 000 тенге в 2018 году.

За последние более чем четверть века количество населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилось в 15 раз, а реальная заработная плата выросла в 4 раза.

Новым шагом в диверсификации экономики и создании инновационного кластера финансовых услуг стало создание в 2018 году Международного финансового центра «Астана». Деятельность данного института направлена на формирование национального рынка ценных бумаг, его интеграцию с международными фондовыми рынками, развитие биржевого механизма привлечения иностранных и отечественных инвестиций.

В стране ведется системная работа по улучшению бизнес-среды и развитию деловой активности. В рейтинге Doing Business Всемирного Банка Казахстан впервые в истории вошел в 30 наиболее комфортных стран для ведения бизнеса, заняв 28-е место.

В 2012 году все задачи общенациональной стратегии «Казах­стан-2030» были выполнены, рес­публика вошла в число 50 самых конкурентоспособных стран мира и в группу государств со средним уровнем развития. Текущим ориентиром является «Стратегия-2050», по итогам которой Казахстан будет соответствовать высоким стандартам развития ОЭСР и войдет в чис­ло передовых 30 держав планеты.

III. Эволюционное политическое развитие и общественная стабильность

В государственном строительстве Нурсултан Назарбаев с самого начала провозгласил принцип «сначала экономика, потом политика». Он лично пропускал через себя все перипетии политической атмосферы тех лет и очень тонко чувствовал тревоги и ожидания людей. В силу высокого уровня ответственности и прагматичного взгляда на вещи для Лидера нации были абсолютно неприемлемы различные эксперимен­ты и непродуманные действия. По­этому в Казахстане во главу угла был поставлен принцип эволюционного, поэтапного развития.

Время доказало эффективность такого подхода. Построив сильную экономику, мы шаг за шагом идем к устойчивой сбалансированной политической системе с сильным гражданским обществом.

Все эти годы общая логика развития государственно-политической структуры и системы общественных отношений фокусировалась прежде всего на создании эффективно работающих демократических институтов государственного управления.

Так, на основе Конституции 1995 года был создан устойчивый механизм осуществления единой государственной власти, которую составляют три ветви – исполнительная, законодательная и судебная. Принцип разделения властей гарантировался созданной системой сдержек и противовесов (вотум недоверия, импичмент, право вето и т. д.). Конституцией провозглашалась президентская форма правления, особенность которой определяется тем, что Президент имеет особый статус и обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей власти и несет ответственность за деятельность государственных органов перед народом.

В целом учрежденный 24 апреля 1990 года институт президентства стал центральным элементом всей системы государственного управления суверенного Казахстана. Окончательно такое положение оформилось 29 апреля 1995 года в ходе республиканского референдума о продлении полномочий Президента. Его итоги наглядно продемонстрировали высокий уровень общественной поддержки инициатив и политики Нурсултана Назарбаева. В последующие годы она только возрастала, о чем убедительно свидетельствуют результаты всех президентских выборов в нашей стране.

Величие и предназначение настоя­щего лидера состоит в том, чтобы определить долгосрочные приоритеты и вовремя сместить акценты в государственном развитии.

Кардинальные структурные реформы в политической и экономической сфере на заре независимости требовали наличия сильной президентской власти. Однако на новом историческом этапе развития Нурсултан Назарбаев решил перераспределить властные полномочия, усилив роль Парламента и Правительства. Поэтому Первый Президент инициировал конституционную реформу 2017 года, обозначив новую конфигурацию и баланс в политической системе страны.

Данный шаг ознаменовал собой начало нового этапа в эволюции политической системы страны, ориентированный на качественно новые демократические стандарты и последовательное развитие институтов гражданского общества. Этой реформой Первый Президент Казахстана определил стратегичес­кие перспективы усиления роли отечественных парламентариев в деле защиты прав и свобод граж­дан, укреплении суверенитета, развитии демократических принципов и повышении эффективности государства.

Таким образом, казахстанский парламентаризм прошел сложный эволюционный путь от архаичного Верховного Совета Казахской ССР к современному двухпалатному профессиональному Парламенту, с широким представительством общественно-политических сил и серьезными рычагами влияния на жизнь страны.

Сегодня в республике функционирует устойчивая многопартийная система. На данный момент официально действуют 6 политических партий, 3 из которых представлены в Мажилисе Парламента РК. Для сравнения, в конце 1993 года в нашей стране были официально зарегистрированы лишь две политические партии (Социалистическая и Народный конгресс Казахстана).

Возглавляемая Президентом партия «Nur Otan» стала мощным консолидирующим звеном казах­станского общественно-политичес­кого пространства и выразителем интересов самых широких слоев населения, последовательно реализуя социально значимые инициативы и актуальные для социума проекты.

Принятые законы «О политичес­ких партиях», «Об общественных объединениях», регламентирующие деятельность общественно-политических структур, обеспечивают плюрализм мнений и предоставляют все возможности для участия людей в принятии решений на республиканском, региональном и местном уровне. Это находит свое отражение в интенсивной общественно-политической жизни в стране. Так, по данным Министерства юстиции РК, в стране зарегистрировано около 23 000 общественных объединений республиканского и регионального уровня.

С обретением независимости бурное развитие получила четвертая власть. В стране возникли и успешно работают различные негосударственные коммерческие, общественные радиостанции, телевидение и печатные издания, обеспечена свобода средств массовой информации. Приняты законодательные гарантии свободы СМИ.

В результате отечественная журналистика превратились в действенный институт общественного контроля и информирования населения о ситуации в стране и мире. На текущий момент в Казахстане зарегистрировано 3 393 действующих СМИ различных форм собственности. Из общего числа СМИ 2 829 составляют периодические печатные издания, 133 – телеканалы, 70 – радио и 361 – информационные агентства и сетевые издания.

Кроме того, Лидер нации уделяет повышенное внимание формированию новой меритократической системы государственной службы. Ее основные принципы – демократичность, общедоступность, транс­парентность деятельности, учет общественного мнения и пос­тоянный диалог с людьми, профессионализм и компетентность государственных служащих.

В 90-х годах прошлого столетия сразу после распада Советского Союза многие ученые и политики предрекали Казахстану дезинтеграцию и распад в результате этнических и межконфессиональных противоречий. Знаменитый американский политолог Збигнев Бжезинский даже назвал наш регион «Евразийскими Балканами», отсылая к печально известному югославскому опыту. Справедливости ради стоит сказать, что риски такого развития событий были достаточно большими. Однако Первый Президент Казахстана, осознавая хрупкость гражданского мира и высокий уровень чувствительности межэтнических и межконфессиональных отношений, инициировал ряд системных мер для купирования и эффективной нейтрализации всех негативных тенденций в этой стратегически важной сфере.

В частности, государство гарантировало свободу вероисповедания, обеспечило беспрепятственную деятельность традиционных религиозных объединений в стране. Были созданы условия для реализации конституционного принципа светского государства, согласно которому никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и общеобязательной. Такие действия обеспечили гармоничное сосуществование представителей ислама, христианства, иудаизма и других конфессий.

Мирные инициативы Нурсултана Назарбаева также институционализировались и активно продвигаются с 2003 года в рамках регулярно проводимого в Астане Съезда лидеров мировых и традиционных религий.

Для обеспечения межэтнического согласия и стабильности в обществе в 1995 году был создан уникальный общественный институт – Ассамблея народа Казахстана, в которой представлено около 130 этносов, проживающих в нашей стране.

В целом сегодня можно с уверенностью констатировать, что Первый Президент сыграл ключевую роль в демократизации общества, развитии казахстанского парламентаризма и институтов гражданского общества, а также в обеспечении общенационального единства и согласия в стране на основе сбалансированной политики триединства языков и равенства представителей всех этносов и конфессий.

IV. Построение социально ориентированного государства

Социально ориентированное государство – это одно из ключевых достижений независимого Казах­стана под руководством Нурсултана­ Назарбаева. Само современное понимание власти подразумевает ее направленность на общество и людей. Первый Президент неоднократно подчеркивал, что человек, его знания и способности представляют собой главный капитал и ценность нашей страны. Именно на формирование гармонично развитой личности в конечном итоге работают все принятые программы и документы. Лишь социально ориентированное государство может обеспечить высокое качество жизни и полноценную реализацию человеческого потенциала.

Вместе с тем в рыночных условиях следует находить разумный баланс в социальных приоритетах, избегая стимулирования иждивенчества и патернализма в обществе.

Исходя из этих постулатов, строи­лась социальная политика нашего государства. В числе ее ключевых приоритетов качественная медицина и образование, продуктивная занятость населения и адресная социальная помощь. Добиться этого позволили реформы в здравоохранении, образовании и социальном обеспечении.

В начале 2000-х годов была осуществлена реформа здравоохранения. Она положила начало созданию новой модели управления в медицине, обеспечила развитие негосударственного сектора, создание передовых лечебных центров.

С целью дальнейшего совершенствование этой отрасли был принят ряд программных документов, законов, создан Фонд социального медицинского страхования.

Осуществлена кардинальная модернизация всей сферы здравоохранения, улучшилась инфраструктура, внедрены мировые стандарты управления и предоставления медицинских услуг, подготовлены современные медицинские кадры.

Так, финансирование здравоохранения увеличилось с 6 миллионов тенге в 1991 году до 1,2 триллиона тенге в 2017 году. За все эти годы в Казахстане было построено 219 новых больниц, порядка 1 200 новых поликлиник, амбулаторий и медицинских центров.

Появились новые медицинские сервисные услуги, в том числе скрининговая программа, создана кардиологическая служба. Во всех регионах страны проводится весь спектр исследований и высокотехнологичных операций, проводимых отечественными специалистами. Казахстан, сформировав передовой медицинский кластер, превратился в один из центров международного медицинского туризма.

Главное, значительно улучшились показатели здоровья населения. Например, средняя продолжительность жизни в стране выросла с 67,6 года в 1991 году до 72,5 года в 2018 году.

Успехи социальной политики нашего государства выражаются в рос­те демографических показателей. Ежегодно в стране рождается около 400 тысяч детей. Уровень материнской смертности снизился в 5 раз, младенческой смертности – в 3 раза.

Сегодня благодаря постоянному вниманию Первого Президента в стране сформирована эффективная и качественная система здравоохранения.

Наряду с медициной важной составляющей социальной политики государства является образование. Одна восточная пословица гласит: «Из всех сокровищ знание всех драгоценнее, потому что оно не может быть ни похищено, ни потеряно, ни истреблено». И в наши дни его ценность многократно увеличилась. Уровень образования является четким индикатором развития целых стран и континентов, определяет перспективы их дальнейшего продвижения и глобальной конкурентоспособности.

В Казахстане реформы в образовании были нацелены на внедрение мировых стандартов обучения, формирование негосударственного образовательного сектора, целевую подготовку необходимых специалис­тов, внедрение информационных технологий и электронного обучения. Введение ЕНТ предоставило равные и прозрачные условия всем выпускникам школ при поступлении в вузы страны. В 2010 году Казахстан присоединился к Болонской декларации в сфере образования, в результате чего в высшей школе внедрена международно признанная трехступенчатая модель «бакалавриат – магистратура – докторантура».

Коренным образом улучшилась инфраструктурная база сферы образования. За годы независимости построено 2 837 объектов образования, в том числе 888 детсадов и 1 949 школ.

Президент еще в первые годы становления обратил внимание на важность подготовки отечественных специалистов по международным стандартам обучения. Одним из значимых достижений стала программа «Болашак», в рамках которой с 1993 года свыше 13 тысяч казах­станцев прошли обучение в лучших зарубежных вузах.

Следующим шагом на пути формирования современной конкурентоспособной образовательной системы и подготовки кадров для «экономики знаний» стало создание Назарбаев Университета и сети Интеллектуальных школ. Наряду с этим были приняты меры по развитию системы подготовки технических кадров.

Все эти усилия обеспечили создание серьезного интеллектуального ресурса для решения стратегических задач развития страны. Так, за все годы независимости было подготовлено 2,8 миллиона кадров с высшим образованием. Если в 1991 году высшее образование получило чуть более 40 тысяч человек, то в 2018 году их количество составило уже свыше 150 тысяч человек.

Важным решением в формировании современной системы социального обеспечения стала пенсионная реформа 1997 года. Казахстан одним из первых в СНГ осуществил переход от распределительной к накопительной пенсионной системе.

Внедрение трехуровневой сис­темы социального обеспечения позволило усилить адресность социальной политики. Дальнейший рост экономики дал возможность обеспечить увеличение заработных плат работников бюджетной сферы, поднять размеры социальных пособий и выплат. Так, за 10 лет, с 2005 по 2015 год, расходы на социальную сферу выросли в три раза. Пособия и выплаты регулярно получали свыше 1,5 миллиона граждан. Более 2 триллионов тенге дополнительно будет выделено на реализацию нового пакета мер социальной поддержки и повышение доходов казахстанцев.

Таким образом, на протяжении всех этих лет Казахстан последовательно усиливал социальную политику и наращивал объем инвестиций в эту сферу. Так, благодаря масштабному жилищному строительству с 2006 по 2016 год жилищный фонд страны увеличился на 86,5 миллиона квадратных метров. Более 628 тысяч семей, или порядка 1,8 миллиона человек, въехали в новые квартиры. Обеспеченность жильем на одного проживающего увеличилась в 1,5 раза – с 14,4 до 21,8 квадратных метра.

Если в 1991 году только каждая шестая казахстанская семья могла позволить себе приобрести автомобиль, то в 2017 году автомобиль имела уже каждая вторая семья в нашей стране.

По оценкам ООН, сегодня Казах­стан входит в группу стран с высоким уровнем человеческого потенциала. Это наглядный результат успешной социальной политики Первого Президента.

V. Активная и миролюбивая внешняя политика

С обретением независимости Казахстан стал самостоятельным субъектом международных отношений. Исходя из национальных интересов, Нурсултан Назарбаев четко обозначил курс на проведение многовекторной и миролюбивой внешней политики. Ее основы были заложены в одном из первых документов страны – Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства 1992 года.

Международные отношения выстраивались с нуля. Многое зависело от прямых встреч и переговоров Нурсултана Назарбаева с главами других государств, крупнейших иностранных компаний и организаций. За один лишь 1992 год Первый Президент посетил с рабочими визитами Швейцарию, Индию, Австрию, Пакистан, США, Финляндию, Турцию, Германию, Францию. Такой интенсивный ритм работы сохранился и в последующие годы.

Одним из первых решительных шагов Президента стало закрытие Семипалатинского ядерного полигона. 29 августа 1991 года Президент Казахской ССР Нурсултан Назарбаев подписал исторический документ – Указ «О закрытии Семипалатинского испытательного ядерного полигона».

Этим волевым решением наш Президент заявил всему международному сообществу о мирных намерениях молодого государства. Данный шаг стал началом активной глобальной антиядерной деятельности Респуб­лики Казахстан. В последующем Генеральная Ассамблея ООН объявила 29 августа Международным днем действий против ядерных испытаний.

Еще одним судьбоносным решением стал отказ от огромного ядерного арсенала СССР. Нурсултан Назарбаев сделал ставку не на внушительные запасы оружия массового поражения, а на открытость, миролюбие, здравомыслие и моральный авторитет. Как показало время, этот подход доказал свою историческую состоя­тельность. Казахстан стал одним из лидеров глобального антиядерного движения.

31 марта 2016 года на IV Саммите по ядерной безопасности в Вашинг­тоне был обнародован Манифест Президента Республики Казах­стан «Мир. ХХІ век», определяющий согласованные действия наций по предотвращению войн и конфликтов. Он обрел статус официального документа Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН.

На заре независимости Президент сделал первый шаг к построению системы азиатской безопасности. Так, впервые выступая с трибуны ООН, 5 октября 1992 года на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Нурсултан Назарбаев предложил создать организацию, которая обеспечивала бы безопасность на обширном азиатском пространстве. Эта идея Президента нашла широкую международную поддержку, и в последующем было созвано Совещание по взаимодействую и мерам доверия в Азии (СВМДА).

Первый Президент Казахстана является автором многих международных интеграционных инициатив. При активном участии Нурсултана Назарбаева создано Содружество Независимых Государств, предотвратившее полный хаос и неуправляемый распад Советского Союза. В последующие годы он неоднократно выдвигал инициативы, направленные на трансформацию СНГ в эффективную структуру по примеру Европейского союза. Также отдельно нужно отметить проект создания Евразийского экономичес­кого союза, инициатором которого был наш Президент. В рамках укреп­ления регионального взаимодействия в марте 2018 года в Астане была проведена первая рабочая консультативная встреча глав государств Центральной Азии.

Знаковым событием международной жизни и значимым достижением внешнеполитической деятельности Казахстана стало проведение в Астане саммита ОБСЕ в 2010 году. Председательство в ОБСЕ стало для Казахстана историческим событием. Это был крупный международный успех нашей страны.

28 июня 2016 года в ходе голосования в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке Казахстан впервые был избран непостоянным членом Совета Безопасности ООН на 2017–2018 годы.

Избрание в Совбез ООН стало широким международным признанием активной роли Казахстана и его Лидера в решении важных глобальных проблем мира и безопасности. В январе 2018 года делегация Казахстана впервые в своей истории руководила работой главного органа – Совета Безопасности ООН. Основным мероприятем Казахстана в СБ ООН стал прошедший 18 января 2018 года тематический брифинг высокого уровня на тему «Нераспространение оружия массового уничтожения: меры доверия» под председательством Нурсултана Назарбаева.

В числе знаковых событий также нужно отметить усилия нашей страны по урегулированию сирийского кризиса и других конфликтных ситуаций глобального уровня, в частности недавнее напряжении между Турцией и Россией.

В период с 1991 по 2018 год с участием Президента прошло 611 мероприятий международного характера, включая 283 зарубежных визита в рамках двусторонних отношений, а также 233 межгосударственных саммитов и 95 международных форумов.

В общей сложности из совершенных Нурсултаном Назарбаевым 283 зарубежных визитов по линии двусторонних отношений 32 носили государственный, 164 – официальный, 87 – рабочий характер.

Совершая визиты в рамках двусторонних отношений, Президент посетил 70 государств мира.

Из 233 межгосударственных саммитов с участием Первого Президента 26 прошли в Казахстане, 207 – в других странах мира. Из 95 международных форумов с участием Президента 22 состоялись в нашей стране, 73 – на территории других государств.

С момента вступления Казахстана в ООН Нурсултан Назарбаев 8 раз выступал с главной трибуны Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке.

Помимо этого Президент принял в стране 255 глав зарубежных государств и 127 председателей иностранных правительств.

В целом Казахстан под руководством Нурсултана Назарбаева все эти годы проводил активную внешнеполитическую и миротворческую деятельность, позволившую нашей стране занять достойное место на международной арене.

VI. Новый образ будущего

Стратегическое планирование развития страны относится к важным функциям государственного управления и эффективного политического лидерства. Формулировка целей, постановка задач, разработка механизмов и алгоритмов по их достижению всегда были прерогативой государства и его лидера. Первый Президент хорошо знает эту взаимосвязь.

Максима «Будущее формируется сегодня» является одной из основополагающих в политической философии Нурсултана ­Назарбаева. Как ответственный политический деятель и Лидер нации, он всегда предлагал решения и идеи, зачас­тую опережающие время и раздвигающие горизонты грядущего. Генерируемые Нурсултаном Назарбаевым­ инициативы определили стратегическую линию развития страны, ориентированную на прогресс и созидание в XXI веке.

Интенсивная интеллектуальная деятельность Главы государства получила отражение в десятках книг и доктрин, концептуальных статей и программных речей, в инициировании прорывных проектов и программ, формирующих образ будущего нашей страны и всего человечества в целом.

В этом контексте все стратегические документы, последовательно предлагаемые Лидером нации, выступают в качестве главного ориентира для новых поколений управленцев.

Они формируют устойчивый корпус долгосрочных целей нашего государства и фиксируют глобальное видение Первого Президента по всем ключевым направлениям развития страны в XXI веке.

В условиях современной цифровой цивилизации организация Международной специализированной выставки «ЭКСПО-2017» стала казахстанской заявкой на участие и органическое освоение новых технологических трендов в мире. Ее посетило около 4 миллионов человек, в том числе свыше 600 тысяч туристов из 187 стран планеты. ЭКСПО-2017стала новой вершиной в инновационном продвижении нашей страны и национального бренда «Казахстан» в глобальном пространстве.

Стремительная глобализация и стирание государственных границ требуют усиления национальной идентичности. Последовательное изучение и развитие культурно-духовного кода нации на базе идей, заложенных в «Рухани жаңғыру» и «Семь граней Великой степи», позволят значительно усилить созидательный потенциал нашего народа.

Серьезную лепту в усиление глобальной конкурентоспособности нации внесет перевод казахского алфавита на латинскую графику, который откроет новые возможности для интеграции Казахстана в мировое информационно-культурное и научное пространство.

Главным активом будущего является молодежь. Нурсултан ­Назарбаев всегда выступал за многогранную и системную молодежную политику, и этот стратегический подход позволил сформировать мощную когорту хорошо образованных молодых патриотов, способных вывести нашу страну в число 30 самых лучших государств планеты.

* * *

Всем первопроходцам бывает нелегко, ведь они начинают путь в неизвестное, рискуя многим. В истории человечества немало примеров, когда страны скрывались в пучине катаклизмов и потрясений, так и не познав вкус подлинной свободы и независимости.

Лишь благодаря политическому гению, неутомимой энергии, непреклонной воле и дару предвидения Первого Президента мы уверенной поступью следуем курсом суверенного развития, видя перед собой ясные ориентиры и цели.

Редкому народу выпадает столь значимое благо – иметь руководителя, сочетающего в себе мышление поистине планетарного масштаба и видение конкретных дел, прагматизм и открытость новому, искренний патриотизм и стремление к сотрудничеству.

Нурсултан Назарбаев – это выдаю­щийся государственный деятель глобального уровня, далеко опередивший свое время, чьи помыслы всегда впечатляют смелостью и новизной.

Он – отец-основатель, демиург современного Казахстана, страны с прочными государственными институтами, крепким экономическим фундаментом и активным жизнеспособным обществом. Страны, неразрывно связанной с именем Нурсултана Назарбаева и уважаемой во всем мире. Это огромная заслуга и грандиозный труд Первого Президента, величие и глубину личности которого уже оценило время и сама жизнь.

Мы по праву можем гордиться эпохой Назарбаева, подарившей нам уникальный шанс возродить самое главное – государственность, язык и культуру. Она открыла возможности свободно мыслить и созидать и вдохновляет нас на постоянное развитие и совершенствование, покорение новых, еще более высоких вершин.

Автор: Махмуд Касымбеков, Руководитель Канцелярии Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы