Элитные казахстанские шахматистки протестуют против произвола

Суть своих претензий девушки также изложили в разговоре с корреспондентом “КАРАВАНА”.

Так было…

Два года назад наша женская сборная сенсационно стала шестой на шахматной олимпиаде в норвежском Тромсе. То поколение – Садуакасова, Нахбаева, Давлетбаева, Жансая Абдумалик, Гульмира Даулетова – сразу окрестили золотым. Результат, показанный ими в 2014-м, действительно удивил многих, но получился он не вдруг, а сложился из нескольких факторов. В первую очередь – из атмосферы в коллективе и качественной подготовки к турниру. Ради этой цели был открыт профессиональный шахматный клуб (ПШК) “Астана”, куда главным тренером пригласили Юрия Яковича – экс-наставника женской сборной России.

– К олимпиаде-2014 мы готовились в течение года, – рассказывает чемпионка Казахстана-2009 и многократный призер национального первенства Мадина ДАВЛЕТБАЕВА. – У нас были постоянные сборы, соревнования, и шестое место мы тогда заняли не случайно. Если честно, думали, что на следующей олимпиаде – в 2016 году в Баку – уже будем за медали бороться.

Регламент – что дышло

Однако в столице Азербайджана женская сборная заняла только 37-е место. Слишком сильный контраст по сравнению с результатом двухлетней давности. Что изменилось за этот короткий срок? Распался ПШК “Астана”, уехал на родину Якович, сборную к олимпиаде “готовил” Павел Коцур. При этом состав команды изменился более чем наполовину. Неужели отцепленные от Баку шахматистки резко сдали в игре? Отнюдь. К примеру, Нахбаева летом выиграла Кубок Евразии в Алматы, а Садуакасова буквально за месяц до олимпиады стала чемпионкой мира среди 20-летних. Но проблемой этих шахматисток стало их неучастие в майском чемпионате Казахстана.

По регламенту в сборную автоматически попадали два призера национального первенства, а еще троих на свое усмотрение добавлял тренерский совет. Но условия отбора, как оказалось, можно легко поменять задним числом.

– У нас постоянно меняются условия формирования сборной, и это некомфортно для спортсменов, – говорит лучшая по рейтингу шахматистка Казахстана, неоднократная чемпионка мира по разным возрастам Динара САДУАКАСОВА. – На этот раз регламент вдруг поменяли уже после чемпионата. Я, честно говоря, не поняла, когда неожиданно было объявлено о спортивном принципе и на олимпиаду взяли тех, кто занял в чемпионате с первого по пятое место. У нас нет никаких претензий к тем девочкам, кто поехал в Баку. Однако если бы мы изначально знали о таком условии, то все втроем постарались бы сыграть в чемпионате и попасть в пятерку.

Динара САДУАКАСОВА

Пустые обещания

У каждой из шахматисток были свои причины пропустить чемпионат страны среди женщин.

– Индивидуальный план подготовки у меня был составлен еще в конце прошлого года, – говорит Садуакасова. – На май я запланировала учебно-тренировочные сборы в преддверии личного чемпионата Азии, на котором, к слову, заняла в итоге второе место. Тем не менее я готова была внести коррективы в свой график, чтобы сыграть в мужском чемпионате страны, – при всем уважении к нашим шахматисткам общий уровень женского национального турнира низок. На мою просьбу Павел Коцур ответил, что в турнире есть вакантное место и я могу считать его своим. Впоследствии выяснилось, что это были пустые обещания. К тому моменту я уже понимала, что главному тренеру нет никакого дела до сборной. На Кубке азиатских наций в начале года, где наша команда заняла третье место, он вместо помощи нам участвовал в семинаре для тренеров.

– Павел Коцур такой человек, который говорит одно, а потом может резко изменить свое решение, – отмечает многократная чемпионка Казахстана Гулисхан НАХБАЕВА. – Чемпионат страны проводился через два месяца после того, как я впервые стала мамой. Коцур позвонил и сказал, чтобы я спокойно готовилась к олимпиаде. Мол, этот отбор меня не касается. В июне я решила сыграть на Кубке Евразии по блицу в Алматы, чтобы получить к олимпиаде игровую практику, победила в нем. Но заметила, что Павел Михайлович начал меня избегать. Потом выяснилось, что тренерский совет еще до Кубка Евразии решил не брать меня на олимпиаду, но мне никто об этом не сообщил. Я очень расстроилась, ведь никогда команду не подводила и всегда ставила ее интересы выше собственных. Я позвонила тренеру, чтобы узнать, в чем дело. Он сказал, что не взял меня и Динару, потому что мы не играли в чемпионате Казахстана. Коцур почему-то решил, что раз я кормящая мать, то не смогу нормально выступить на олимпиаде. Меня это задело.

Гулисхан НАХБАЕВА

Давлетбаева в отличие от Садуакасовой и Нахбаевой в чемпионате Казахстана сыграла, но неудачно.

– Я никогда не игнорировала национальный чемпионат, – говорит Давлетбаева. – За девять лет только один раз не попала в призеры, и меня сразу убрали из сборной, как будто ждали этого момента. Коцур сказал, что мне надо просто выступить в чемпионате, чтобы попасть на олимпиаду. Теперь, оказывается, надо было занять место в пятерке. Для каждой из нас он нашел какие-то отговорки, чтобы не брать в команду. Я не могу играть ровно на всех соревнованиях, это же спорт. После чемпионата Казахстана я выступила на сильных турнирах в Чехии и Латвии, выполнила норму женского гроссмейстера, вернула прежнюю форму, но, к сожалению, это не произвело на тренерский совет никакого впечатления.

Большая власть

Впрочем, только ли в Павле Коцуре дело? Ведь состав сборной формировал тренерский совет, да и КФШ вряд ли была заинтересована в низком результате на олимпиаде.

Павел КОЦУР

– Коцур – главный тренер обеих сборных: женской и мужской, а также старший тренер команды Астаны и клуба имени Х. Омарова, председатель тренерского совета и судья практически всех республиканских соревнований. В его руках, на мой взгляд, большая власть, и последнее решение о формировании команды зависит от него. В этом году я удачно выступила на крупных турнирах, выиграла чемпионат мира до 20 лет, занимаю в Казахстане первое место в рейтинге, а олимпиада – это престижный турнир, на котором мы защищаем честь своей страны. Поэтому, наверное, имела основания сыграть в Баку, – говорит Садуакасова.

Сборная – на втором плане

Конфликт между шахматистками и тренером можно было бы списать на обиду девушек, которых не включили в олимпийский состав. Но недовольство наставником сборной, как оказалось, зрело уже давно.

– Я Павла Коцура никогда не подводила, – говорит Нахбаева. – В командных турнирах существует негласное правило – если шахматистка идет на медаль на своей доске, то на последний тур ее не ставят, чтобы не ухудшить ее турнирное положение. У меня было два таких случая. В 2013 году на чемпионате мира в Астане я занимала второе место на первой доске, где играют все сильнейшие шахматистки. Но Коцур не дал мне выиграть медаль. Я проиграла свою последнюю партию и заняла четвертое место. А в 2015 году на таком же турнире в Китае была близка к медали на третьей доске. Однако повторилась та же картина.

– Не хочу показаться грубой, но считаю, что Коцур не заинтересован в результатах нашей женской сборной. Это самое страшное, – добавляет Садуакасова. – Как главный тренер, он, наверное, должен хотя бы регулярно интересоваться нами, нашими делами, планами. Считаю, что тренировать женскую сборную – не его призвание.

– Павел Михайлович последние два года действительно не интересовался, как идет процесс, не звонит, не узнает, как мы готовимся, что вообще у нас происходит. Сейчас сборной, как таковой, не было. Как можно сформировать команду за пару месяцев до олимпиады? – удивляется Давлетбаева.

Мадина ДАВЛЕТБАЕВА

– От Юрия Яковича мы ни разу не услышали ни одного упрека или замечания. Наоборот, он во всем старался видеть позитив, подбодрить. Коцур же некомпетентен в плане психологии. Вместо поддержки ты слышишь за спиной какой-то негатив. Мы уже устали от такого отношения. Хотим, чтобы Коцур ушел с поста главного тренера женской сборной Казахстана. Если он останется, то мы играть под его руководством не будем, – резюмируют ведущие шахматистки страны.

Команда, которой больше нет

Прислушается ли наше спортивное начальство к доводам лидеров женских шахмат? Сделает ли выводы из провальных результатов Баку-2016? Все-таки олимпиада – это не первенство района, и там на кону стоит престиж страны, защищать который должны сильнейшие на данный момент игроки. Досадно и то, что предыдущий состав сборной был одним из самых молодых на олимпиаде-2014. Абдумалик и Садуакасова явно прогрессируют, а Нахбаева, Даулетова и Давлетбаева пребывают в расцвете сил. У этой команды были, как казалось, хорошие перспективы вновь побороться за место в шестерке и попасть на командный чемпионат мира, как это было два года назад. Но, увы…

P. S. Попытки редакции газеты “КАРАВАН” связаться с Павлом Коцуром успехом не увенчались. Мы предлагаем главному тренеру сборной Казахстана по шахматам и федерации этого вида спорта высказать свою точку зрения на сложившуюся ситуацию.

P. P. S. Между тем на прошлой неделе в Астане открылась Шахматная академия Динары Садуакасовой. На церемонии присутствовал бывший глава Казахстанской федерации шахмат, а ныне аким столицы Асет Исекешев, который сыграл с Садуакасовой символическую партию, завершившуюся вничью.

– Динара – юная шахматистка, но уже выиграла три чемпионата мира и теперь, окончив свои выступления в юниорских шахматах, переходит во взрослые, – рассказал “КАРАВАНУ” прилетевший в Астану на это событие экс-главный тренер сборной Казахстана по шахматам среди женщин Юрий ЯКОВИЧ. – Пример девочки, которая получила международное признание и в честь которой поднимался флаг и звучал гимн Казахстана, достоин подражания. Родители и дети видят, чего можно добиться при наличии трудолюбия и таланта. Надеюсь, что открытие академии повлечет за собой подъем в развитии женских шахмат.

P.S.

Как стало известно "Каравану" исполком Казахстанской федерации шахмат освободил Павла Коцура от должности главного тренера женской сборной. Со следующего года наставников сборных будут выбирать на конкурсной основе, а показателем их работы считаться результат на Олимпиаде. Любопытно, что во время голосования на исполкоме четырьмя голосами против трех при шести воздержавшихся выступление женской сборной на Олимпиаде было признано удовлетворительным.

АЛМАТЫ