Электрошок для Алматы

Почему мы должны кредитовать “АлматыЭнергосбыт”?

Пенсионерке Евдокии Петровой, проживающей в маленькой квартирке, начислили за электроэнергию в июне

8 тысяч (!) тенге. При минимальной пенсии – 12 344 тенге – такая плата за электроэнергию ставит женщину за грань выживания… В районных отделениях “Алматы-энергосбыта” на этой неделе было не протолкнуться. Пенсионеры были возмущены и требовали объяснений. Из-за отсутствия достоверной информации началась паника.

– Моя мама уже пожилой человек, со слабым здоровьем. Для нее эта июньская квитанция стала настоящим ударом, – говорит алматинка Анастасия Колычева, – позже квитанция пришла и мне. В графе “Начислено” стояла сумма в два раза больше обычной! Потом только разглядела, что написано мелким шрифтом. Оказывается, мы платим не только за прошлый месяц, но и за текущий, то есть даем деньги вперед… Но почему мы должны кредитовать “Алматыэнергосбыт”?

В пресс-службе “Алматыэнергосбыта” заявили, что плата более чем за один месяц будет только в июне. Потом люди будут платить месяц в месяц. Но возникает еще больше вопросов.

Откуда “дикие” суммы?

Законный вопрос: как в “Алматыэнергосбыте” просчитали наперед, сколько люди будут потреблять энергии? Может, там сидят прорицатели? Как объяснили одному пенсионеру, судьбу счетов за электричество “предсказывает” компьютер. У каждого, дескать, своя, индивидуальная карта потребления, свои сроки оплаты. А если люди в прошлом месяце делали ремонт и использовали электроэнергии больше, чем обычно? Или человек вообще уедет в отпуск? Как тут быть с индивидуальными картами потребления из прошлого?

“Это сделали, чтобы нас обобрать!”

На обратной стороне квитанции “Алматыэнергосбыта” мелким шрифтом (прочесть это могут далеко не все) напечатано, что изменения внесли “по многочисленным пожеланиям наших жителей…”. Теперь потребителям предоставляется выбор: либо самостоятельно снимать показания счетчика и производить расчет платы за электроэнергию, либо ежемесячно оплачивать одну и ту же сумму на основании карты своего потребления за прошлый период, с учетом сезонности. Но в графе “Начислено” не написано, что оплачивать ее не обязательно! А выискивать информацию на обратной стороне в тексте с мелким шрифтом могут не все.

– Для чего это сделали? Я считаю: чтобы нас обобрать! Они, наверное, думают: сколько написали, столько заплатят. Ведь люди слепые, старые. Они видят только цифру в графе! – возмущена пенсионерка Лариса Шестухина.

В квитанциях – “левые” номера телефонов?

В квитанциях указаны номера “горячих линий” – видимо, на случай вопросов. Вот только на том конце провода отвечали, что номер не существует! Пенсионерка Лариса Шестухина всю неделю безуспешно пыталась дозвониться: “Я набрала номер, но мне сказали, что он не существует!

Нам с большим трудом удалось дозвониться до контакт-центра. Как выяснилось, номер работает и существует, но не справляется с нагрузкой.

– Большие перегрузки, к нам весь город звонит насчет квитанций, мы физически не успеваем всех принимать, – сообщила девушка милым голосом.

Но в трубке сообщается не о перегрузке, а о том, что номер не существует! Это вызвало настоящую панику. Многие стали звонить защитнице пенсионеров Ирине Савостиной.

Ирина Савостина: “В войну такого не было!”

– Считаю, что нас хотят запутать, чтобы крыша поехала! – говорит Ирина Савостина. – В очередной раз нас берут на испуг! А сколько пенсионеров уже заплатили авансом? “Энергосбыт” говорит, что у нас в ужасном состоянии энергосети. За все время, начиная с 1998 года, идут переплаты со стороны населения. Им все мало! К нам приходил пенсионер с жалобой, там, где должно быть напряжение в 220 вольт в розетке, он измерил – всего 190! Нам постоянно недодают, но ничего не возвращают. Так мы еще и авансы должны давать! Люди напуганы, в течение года Гамбургер и люди, которые его окружают, ставят эксперимент над людьми! То платите по счетчикам, по ночному-дневному тарифу, потом эти нормы ввели… Это ведь позор. Была война, была норма на хлеб, но на электричество нормы не было! Как только народ не обманывают! Вот набежало у пенсионера 90 киловатт – это норма, но приходит контролер и ставит в квитанции всего 50 киловатт. Человек на радостях оплачивает. Но на следующий месяц ему приходят те 40 киловатт, что он недоплатил, и он уже платит по сверхтарифу!

Платите вперед или ищите свидетеля!

Мы связались с главой Национальной лиги потребителей Казахстана Светланой Романовской (Савченко), ведь, как выяснилось, именно они стаоли инициаторами изменений в июньской квитанции.

– Да, мы добились, чтобы в квитанции появилась пустая строка, которую человек может сам заполнить., – говорит Светлана Романовская. – А по истечении трех месяцев придут контроллеры и снимут показания. Если уж говорить, то делов наделал Антимонопольный комитет, когда придумали норму – 90 киловатт по одному тарифу, а что выше – по другому, более высокому. Как это отслеживать? Счетчик не сообщает, когда эти 90 киловатт накапали…

Нужно снимать показания 30-го числа каждого месяца и не обращать внимания на цифры, вбитые в квитанции. Рекомендую вызывать председателя КСК или соседа в качестве свидетелей, чтобы они письменно зафиксировали в тетради показания счетчика. Так в случае судебного разбирательства будет легче доказывать… Если же люди не могут разобраться, как заполнить квитанцию, на этот случай мы предложили внести графу с уже готовым подсчетом. Можете делать свои расчеты, а когда придут контролеры, вы должны доказать, что заполняли квитанции правильно, и вам сделают корректировку счетов. Если вы не соглашаетесь с результатом, у нас есть общественный комитет при Национальной лиге потребителей либо можете обратиться самостоятельно в суд.

P.S. В очередной раз нам усложняют жизнь. Ведь еще надо будет доказывать, правильно ли ты все посчитал! Кто имел опыт разборок с “АлматыЭнергоСбытом”, знает, как непросто бывает доказать свою правоту. БЕЗ СВИДЕТЕЙ И СУДОВ, ПОХОЖЕ, УЖЕ ТОЧНО НЕ ОБОЙДЕШЬСЯ. Звучит страшно.

Александра МЫСКИНА, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)