В этом разбирались представители специальной мониторинговой группы при Агентстве по делам госслужбы и противодействию коррупции.
– Мы провели рейд по семи поликлиникам Семея, в результате выяснили, что те, кто записался на прием к врачу через мобильное приложение “DamuMed”, не могут получить талон ни в специальном терминале, ни в регистратуре. Есть несостыковки в записи на прием к узким специалистам. Например, пациентку приложение записало на прием к гинекологу в поликлинику № 2 на 9.30. А прием начинается только в 9.50, – пояснил член специальной мониторинговой группы (СМГ) г. Семея Николай ЛЫЛЫК.
– Ни в одной поликлинике не установлены табло, на которых пациенты могли бы видеть номер своего талона и вызов к доктору. В СВА № 16 экраны установлены, но они используются как обычные вещательные телевизионные экраны. В приложении не отображаются ни выписанные врачом рецепты, ни сведения о пройденных обследованиях для санитарных книжек.
Плюс-минус полтора часа
– Для чего мы внедряли систему? В первую очередь для удобства пациентов, – подчеркнул член СМГ Восточно-Казахстанской области Руслан КИБКЕ. – Если я записался с помощью мобильного приложения на прием на 14.00, то хочу попасть к доктору именно в это время. Я не хочу прийти в 14.00, а потом еще полтора часа ждать, выслушивая недовольство тех, кто сидит в живой очереди. Но ни одна поликлиника не может гарантировать, что ты попадешь на прием в точно указанное время. А ведь, по словам руководителя управления здравоохранения, система в первую очередь внедрялась именно для этого. И снова в медицине реформы
Общественные аудиторы электронного здравоохранения полагают, что сначала нужно было запустить систему в одной поликлинике, отработать ее, а потом поэтапно внедрять в остальных медучреждениях. В Восточном Казахстане в пилотный проект “DamuMed” вошла сразу вся область. Хотя с технической стороны до сих пор не все доработано. К примеру, мобильное приложение до сих пор не отображает рецепты. Потому что у управления здравоохранения сначала было одно программное обеспечение, затем они начали его менять. Интегрировать в него “DamuMed” не получилось. Теперь специалисты переписывают программу, так что рецепты будут отображаться в ней не раньше конца 2019 года.
– Помимо этого, в “Damumed” до сих пор не внесены данные о пациентах. В поликлинике № 6 мы сами пытались помочь посетителю войти в приложение, но оказалось, что в системе нет сведений о нем, хотя он накануне был на приеме у врача, получал лекарства после пройденных обследований. При этом руководство медучреждения жалуется на нехватку средств для покупки терминалов и специальных табло, – отметила еще один представитель СМГ Семея Оксана ШИШКИНА.
Лечить, платить или впечатывать?
Каждая поликлиника платит по 5 тысяч тенге в месяц за лицензию каждого врача и по 3 тысячи тенге – за лицензию медсестры. В поликлинике докторов и младшего медперсонала – десятки.
– Но отдельной строки расходов на “DamuMed” нет. Деньги из бюджета выделяются поликлиникам на обслуживание прикрепленного населения. На каждого человека платится по 750 тенге в месяц. Если к амбулатории приписано 10 тысяч пациентов, значит, это медучреждение получает из бюджета 7 миллионов 750 тысяч тенге. В эту сумму включены все расходы – зарплата медперсонала, налоги, услуги и все остальные затраты, в том числе и “DamuMed”, – пояснила специалист управления здравоохранения ВКО по г. Семею Гульжан ТЕМИРБАЕВА.
Стоит ли удивляться, что далеко не во всех поликлиниках смогли приобрести терминалы и табло. Зато трудно понять: если в стоимость обслуживания пациентов теперь включены еще и расходы на “DamuMed”, значит ли это, что сократились затраты на услуги для больных?
А в это время участковые врачи сбиваются с ног, внося в базу данных сведения о пациентах.
Сегодня они работают практически круглосуточно – по вечерам после работы каждый дома на собственном компьютере вносит сведения о пациентах, копирует на флеш-карты набранную информацию, на следующий день перекачивая ее в общую систему.
– Сегодня в поликлиниках все медицинские карточки сканируются и прикрепляются файлами на личные страницы пациентов. Эту работу необходимо провести со всеми амбулаторными картами, – уточнила Гульжан Темирбаева. Со смартфоном в поликлинику
Когда врачу в таком ритме заниматься лечением пациентов, тоже непонятно. И этот принцип – приступать к внед-рению новшеств, не имея для этого ни базы, ни предварительной готовности – хронический диагноз здравоохранения Семея. По такому же пути в городе реформируется структура первичной медико-санитарной помощи. “КАРАВАН” писал о том, что, по решению минздрава, отныне при СВА должны располагаться отделение скорой помощи, фтизиатрическая и психиатрическая службы. Почему-то, запуская реформу, в министерстве предварительно не озадачились вопросом, где поликлиники найдут место для размещения дополнительных подразделений. Тем не менее места еще нет, а приказ уже есть. И в результате в Семее одна из поликлиник пытается выжить расположенную по соседству детскую библиотеку, чтобы разместить там добавочные медицинские службы.
Несмотря на то что “DamuMed” внедряется в Восточном Казахстане уже второй год, пациенты до сих пор имеют мало представления о происходящем.
– По результатам нашего опроса, население все еще не ориентируется в электронной медицинской системе, информированность – минимальная, – констатировала представитель СМГ Семея Жанна ЖИБРАЕВА.
Семей