Электронное обучение – слишком дорогое удовольствие

Такими словами начала свое выступление перед родителями директор одной из школ Алматы на следующий день после “громкого разбирательства” по делу e-learning в Астане. Не удивлюсь, что в эти дни встречи с родителями провели и другие школы. Им рассказали, что по системе e-learning в школу завезено оборудование на много миллионов тенге. Правда, пока его не запустили – не доходят руки.

Рассказала директор и о недавней поездке на международную конференцию: ее впечатлили планы казахстанских чиновников по реформе образования, по технологиям будущего. Не без иронии поведала и о качестве зарубежного образования: “Наши троечники в Британию едут и становятся звездами по физике, химии, биологии. Нам бы это хорошее качество образования не уронить с новшествами всеми этими”.

К чему это все? Да к тому, что казахстанская система образования еще держится на том, что было наработано в советскую эпоху. Но это накопленное заканчивается, так как теряются ресурсы человеческие, а чтобы их воспитать, нужны новые подходы…

Систему электронного обучения начали внедрять с 2011 года в школах и колледжах. Оно призвано сделать систему образования прозрачной, инновационной, мобильной и времясберегающей. Планировалось к 2020 году стопроцентно охватить электронным обучением все школы и колледжи Казахстана. Оно, по расчетным данным, обойдется бюджету примерно в 15 миллиардов тенге. Рассказывая о достоинствах программы, ее создатели – руководство АО “Национальные информационные технологии” (НИТ) – убеждали: учителя высвобождаются от ненужной рутины ведения бумажной отчетности, расписание составляется с помощью компьютера, посещение детьми школы, их опоздания, оценки и другие достижения можно фиксировать в этой системе быстро и непринужденно. Одним кликом мыши. Да и родителям будет спокойнее: все пятерки и двойки вашего ребенка, домашние задания можно контролировать с помощью мобильника или компьютера, получая всю информацию в СМС-сообщении или на электронный адрес…

В стране 8 200 школ и колледжей. В 2011-м, на старте программы e-learning, компьютерная грамотность населения была весьма высока – 47 процентов. Но, по мнению создателей “электронного правительства”, не учитывается факт, что при умении владеть мышкой и выходить в Интернет пользователи не знакомы со специализированной компьютерной грамотой. Мол, нужна подготовка. Поэтому учителя оказались не готовы к e-learning.

На презентации в алматинском лицее № 39 учителя и вправду замешкались с логинами и паролями. Но потом сориентировались. И в целом систему оценили. Отметили удобство при составлении расписания, выставлении оценок, хотя попеняли на ведение “двойного журнала”– электронного и обычного. Создатели обещали решить этот вопрос. Продемонстрировали и дистанционные возможности системы: теперь ученики-инвалиды, не имеющие возможности прийти в школу, или дети, живущие в отдаленных районах, могут, сидя перед компьютером, слушать объяснения учителя и отвечать ему уроки. Ведь система позволяет открыть онлайн-учебник, прослушать аудиоурок, ответить на тестовые вопросы, решить задачи и получить оценку.

На вопрос “Каравана”, может ли сегодня войти в систему любой школьник с домашнего компьютера, руководитель АО “Нацио­нальные информационные технологии” Руслан ЕНСЕБАЕВ затруднился ответить, но обещал проработать этот вопрос.

Сама идея электронного обучения для нашей страны очень актуальна, – говорит президент Ассоциации вузов Казахстана Рахман АЛШАНОВ. – Придерживаться мнения, что мы еще не готовы к его внедрению, – это шаг назад. Надо поднимать уровень отстающих по внедрению Интернета и в целом информатизации школ и колледжей. Система только разворачивается, ожидать “удовлетворения сразу всех страстей”, как говорит Олжас Сулейменов, не стоит. Дело затрудняется из-за удаленности школ, низкой информационной грамотности учителей. Нужно думать, как довести Интернет до аула, как сделать, чтобы в малокомплектных школах, а их более 56 процентов, тоже могли усвоить этот урок. Об этом должны думать заказчики и исполнители программы. Мы были в Прибалтике в сельской школе, там вовлеченность в Интернет такова, что учителя уже не поспевают за своими учениками. Дети приходят на урок вооруженные самыми современными знаниями. Возможно, для повсеместного внедрения Интернета нужно использовать возможности спутников – “Казсатов”…

Президент Интернет-ассо­циации Казахстана Шавкат САБИРОВ не согласен, что система провалилась из-за низкого проникновения Интернета в Казахстане и малого количества владеющих компьютерной грамотой:

– Сегодня, по разным данным, процент проникновения Интернета в стране составляет 50–55 процентов. Причем почти нет роста пользователей в таких крупных городах, как Алматы и Астана. Потому что население мегаполисов уже “пресытилось” Интернетом. Он у них везде – дома, на работе, на мобильных устройствах. А в регионах идет активный прирост аудитории очень быстрыми темпами. Что же касается e-learning, то никто не предъявляет претензий к функциональным возможностям самой системы. Вопрос – в менеджменте и затраченных средствах. Ведь никто внятно не ответил на вопросы депутатов Мажилиса: почему компьютер стоит, к примеру, 190 тысяч тенге? Для школ можно было купить и подешевле. Почему программное обеспечение и антивирусные программы стоят несколько сотен миллионов тенге? По моему мнению, Министерство образования сделало правильно и вернуло 10 миллиардов тенге в бюджет, с тем чтобы исполнители системы отчитались по суммам, затраченным на ее внедрение. Известно, что многие поставщики программного обеспечения дают хорошие скидки, когда речь заходит о проектах для образовательных целей. Мне кажется, ни у кого нет сомнений в профессиональных качествах системы, просто нужно дать внятное обоснование цены.

В России давно дистанционное образование стало нормой: в Томске, Красноярске, Новосибирске, других городах Сибири, где я недавно побывал, таким образованием охвачены буквально все – от школьников и студентов до желающих повысить свой образовательный уровень. Оканчивая школу, выпускник уже имеет какую-либо специальность. Думаю, электронному обучению альтернативы в будущем нет.

“Караван” адресовал возникшие по поводу e-learning вопросы Министерству образования и науки.

В частности, управление информационных технологий министерства уточнило, что на сегодня электронное обучение внедрено в 581 организации образования (528 школ и 53 колледжа), в 2013 году планировалось подключить к проекту 578 организаций образования (547 школ и 31 колледж).

На вопрос о претензиях со стороны министерства ответ был такой:

– Министерство образования и науки намерено принимать выполненные работы от АО “НИТ” как единую цельную систему. Если в рамках договора подключаются в 2013 году 578 школ и колледжей, то необходимо обеспечить завершение всех работ – от подготовки рабочей документации, создания вычислительной сети, установки и настройки необходимого оборудования и программного обеспечения до обучения пользователей. На сегодня АО “НИТ” не предоставило необходимую документацию, а уже декабрь...

– Каковы недостатки?

– Во-первых, по результатам внедрения пилотного проекта в 44 организациях образования необходимо было провести полноценный анализ, который позволил бы выявить все недостатки, в первую очередь – по готовности школ к внедрению системы электронного обучения. Во-вторых, необходимо утвердить концепцию проекта, которая бы четко расставила цели, задачи, приоритеты. В-третьих, не подготовлена нормативно-правовая база для обеспечения успешности проекта. В-четвертых, система электронного обучения создана преимущественно для среднего образования и не учитывает специфику технического и профессионального образования. В-пятых, внедрение проекта было поручено АО “НИТ” от постановки оборудования, программного обеспечения до обучения пользователей и учителей. Местные исполнительные органы, непосредственно работающие со школами и колледжами, остались в стороне. Хотя могли бы обеспечить эффективность внедрения проекта на местах. Ведь управления образования областей и городов лучше всех владеют ситуацией, зная изнутри проб­лемы и техническую картину каждой школы и колледжа. Участниками этого проекта являются свыше 5 миллионов человек, мы стараемся не делать поспешных выводов.

– Есть ли возможность разработки мобильных приложений образовательного сайта или системы e-learning?

– Одним из требований договора этого года является поддержка портативными мобильными устройствами как самой системы электронного обучения, так и цифровых образовательных ресурсов. Использование мобильных устройств является не роскошью, а необходимостью иметь доступ к образовательной среде в любое время и в любом месте.

– Возможен ли уже сейчас доступ к образовательным ресурсам школьников и студентов колледжей?

– За 2011–2012 годы разработаны образовательные ресурсы по 6 предметам среднего образования и 8 специальностям технического и профессионального образования. Все, кто получил логины и пароли, могут иметь доступ ко всем ресурсам проекта.

Алматы