В отключке
Получив счет-квитанцию от ТОО “Астанаэнергосбыт”, жители столицы обнаруживают там совершенно непонятные числа. На счетчике – одно, в счетах – другое. Но и это еще полбеды. Беда, когда домой приходишь, а свет отключен. “За долги”, холодно поясняют потребителю. Причем не важно, сколько должен – 2 тысячи или 20. А иной раз выясняется, что не должен вообще, но все равно виноват – почему в информационный центр не дозвонился, показания счетчика не сообщил? Вот и выставлено среднесуточное потребление.
И тут начинается конкретная канитель с подключением. Нужно сделать заявку, дождаться контролера (время ожидания в назначенный день с 9.00 до 18.00), он снимет показания счетчиков на электроэнергию и горячую воду, составит акт. Потом вы отправитесь на абонентский участок, чтобы внести корректировки, оплатите (если не в первый раз отключили) 975 тенге за подключение, снова идете с квитанцией к оператору. А теперь ждите. Может, день, может, больше: “вас, должников, много, электромонтеров мало”.
В должниках – почти весь город
Мы попробовали разобраться с одной конкретной жалобой жительницы Астаны, которой свет отключили в декабре. Отключили без предупреждения, без акта. И что думаете? Все это “в рамках Правил предоставления коммунальных услуг, пользования электроэнергией и в соответствии с данными программы по учету потребления”! Оказывается, отключение произвели за октябрьский долг (чуть более 4 тысяч тенге), а потому имели право это сделать в декабре без предупреждения!
В должниках с введением новой компьютерной программы оказался практически весь город, потому что ей (программе) “по барабану” – 5 тенге ты должен или 50 тысяч. “Не видит” она и исправлений, которые люди делают в счетах, внося реальные показания счетчика.
Что происходит в столице?
Перед Новым годом в центральном офисе ТОО “Астанаэнергосервис” творилось нечто невообразимое: сотни людей с квитанциями в руках пытались прорваться к специалистам, требовали пояснений по выставленным показаниям, немедленного подключения электроэнергии. Так что же происходит?
А происходит тотальное внедрение государственной программы энергосбережения, одобренной правительством. Сопутствует ей и компьютерная программа учета потребления электроэнергии, та самая, которой все “по барабану”. И введение дифференцированного тарифа. Все это вроде как призвано упорядочить платежи и поддержать энергокомплекс страны.
– За счет потребителей, – продолжает этот логический ряд зампредседателя ОО “Общество защиты прав потребителей “Адилет” Турсун ДЖАПАРОВА. – Теперь человек должен в течение пяти дней в конце месяца сообщить в информационный центр или на абонентский участок показания счетчика (а попробуйте туда дозвониться!), вовремя все оплатить. Не дозвонился – получит счет со среднесуточными показаниями, которые намного разнятся с реальными. А если человек в командировке, отпуске, в больнице? Ему долго придется ходить, разбираться, дожидаться контролеров и составления актов. Много путаницы с начислением платы за электроэнергию, люди теряют время на выяснение, перерасчет. Плата за свет, тепло и воду стала для горожан большой головной болью. О тарифах вообще нужно говорить отдельно, поскольку в минимальное потребление, например, в Астане, “вписаться” нереально, как ни экономь.
Не слабый навар
В общем, неласковыми к потребителю оказались новые правила и внедренные программы. Поневоле подумаешь, что кому-то удалось под знаменем энергосбережения протащить очень прибыльную для частной фирмы, каковой является “Астанаэнергосбыт”, программу. Многие вынуждены платить не за реально потребленную электроэнергию, а за ту, которую по среднесуточному тарифу “нарисует” компьютер. То есть гораздо больше. Перерасчет, возможно, потом и сделают. Но это произойдет позже, а деньги на счет энергосбыта упадут сейчас. Фактически за не предоставленные в полном объеме услуги. Учитывая население Астаны, можно представить, в какие замечательные суммы это выливается. Плюс практика тотального отключения – за минимальный долг буквально выкручивающая руки. Плюс пеня. Плюс собираемость платы за подключение.
Не слишком ли благоприятные условия создал себе услугодатель? И почему новые правила писаны только под него?
Вопросы акиму Астаны Имангали Тасмагамбетову:Совпадают ли выставленные в вашей квитанции показания с цифрами на счетчике? Укладываетесь ли вы в минимальную норму потребления электроэнергии на члена семьи? Пробовали дозвониться на абонентский участок 24 –25-го числа месяца? И не пора ли помочь жителям столицы, употребив власть в отношении “Астанаэнергосбыта”?