Экспортируй, не то проиграешь

Одной из форм привлечения внимания и является экспорт сырья, необходимого заинтересованным странам. Но поставки на рынок своих природных ресурсов еще не выводят государство в ряды мировых экономических игроков.
Чтобы достать из-под земли ресурсы и отправить их за рубеж больших промышленных мощностей, очень высокой технологии и продвинутых идей не требуется. Вполне достаточно существования нескольких высокопрофессиональных добывающих отраслей, которым нет особой необходимости утруждать себя рекламированием и "проталкиванием" своих продуктов - на них всегда есть спрос.
С одной стороны - удобно. Минимальные затраты, большая отдача, интерес в мире. Но если присмотреться: при минимальных затратах страдает экология в регионах, где ведется добыча. Психология временщиков ведет к тому, что мало вкладывается в социальную составляющую добывающих областей. А зачем? Кончится здесь нефть - пойдем дальше, рассуждают иные руководители таких структур.
Большая отдача тоже не вечна. Достаточно капризной мировой цене на нефть серьезно пошатнуться, и добывающий блок может утянуть нас в такую пропасть кризиса, по сравнению с которым нынешний - легкое недомогание. Пример - СССР середины 80-х годов прошлого века. Да и интерес в мире, правильней сказать спрос на нашу нефть, может меняться не только из-за экономических причин, но даже по политическим мотивам. Представим себе, например, что США, с целью поддержания экономики Ирака, призвали все дружественные страны закупать нефть только там. Дескать, поднимем всем миром экономику разрушенной войной страны. И вроде бы начинание благое, ничего не скажешь, но вот что тогда будет с нашим бюджетом?
Посредник или "буксир-толкач"
В этой связи обнадеживающий факт, что государство не только твердит о необходимости экспорта несырьевой казахстанской продукции на мировой рынок, но и предприняло конкретные шаги. Одним из них стало создание Корпорации по развитию и продвижению экспорта "KAZNEX".
Наша справка:
Корпорации по развитию и продвижению экспорта "KAZNEX" - один из институтов развития в составе государственного холдинга "Фонд национального благосостояния" "Самрук-Казына". Зарегистрирован в феврале 2008 года.
Казалось бы, что за необходимость - создавать отдельный государственный орган для содействия отечественным экспортерам? Не многовато ли у нас всевозможных "посреднических" контор? Но, пожалуй, это то самое редкое исключение, когда подобная надстройка очень кстати. Есть ряд причин, которые затрудняют отечественным экспортерам путь на мировой рынок, плюс ко всему вопросы законодательства, налогов и т.д. и т.п. Нельзя сбрасывать со счетов и такой момент, когда зарубежные конкуренты могут элементарно "купить" нашего частника-экспортера, чтобы он свои товаром не "портил погоду". А здесь уже прямая угроза национальным интересам.
Но чаще может происходить другое, когда потенциального поставщика качественного товара за рубеж "зажимают" на местном уровне, не дают развернуться, тянут его назад. Чтобы избежать всего этого, сконцентрировать информацию об экспортном потенциале страны и дать возможность казахстанским производителям на равных выйти на мировой рынок и была создана Корпорации по развитию и продвижению экспорта "KAZNEX". Намерения благие, а как обстоят дела с конкретикой?
За год своего существования "KAZNEX" сделал следующее:
- из 238 казахстанских предприятий его сотрудниками были отобраны 75 компаний, по которым совместно английской компанией была проведена независимая оценка экспортной готовности с выявлением проблем. Затем из этих 75 компаний были отобраны 30 предприятий с наибольшей экспортной готовностью, для которых составлен план конкретных мероприятий по выводу их на экспорт.
Далее, совместно со швейцарско-венгерской компанией была проведена независимая оценка степени готовности к международной аккредитации и потребностей для подготовки 9 испытательных лабораторий. Международная аккредитация лабораторий позволит решить проблему, когда сертификаты наших лабораторий не признаются за рубежом при экспортных операциях. Существовавшее положение вынуждало казахстанские предприятия нести существенные как финансовые, так и временные затраты на повторные экспертизы. Более того, было организовано участие 5 лабораторий в международных программах проверки профессиональной компетентности. Дело в том, что участие в таких программах является обязательным условием для их международной аккредитации.
- Для 100 руководителей казахстанских предприятий были организованы посещения производственных площадок крупных известных экспортеров в девяти странах (Италия, Германия, Польша, Южная Корея, Сирия, Украина, Венгрия, Израиль, Великобритания). По результатам этих визитов уже десять предприятий ведут переговоры о заключении контрактов, ряд компаний прорабатывают договоренности о сотрудничестве.
- Большое внимание уделено информационной работе с потенциальными покупателями нашего товара. Впервые информация о 134 казахстанских компаниях и их продукции, размещена в 5 зарубежных специализированных каталогах. Это каталоги, которыми пользуются крупные оптовые сети и покупатели из Европы и Азии. Разработаны и изданы Первый казахстанский ежегодный справочник "Экспортная продукция Казахстана-2008" (500 наименований продукции, выпускаемой 238 казахстанскими предприятиями) и Первый казахстанский ежегодный реестр "Экспортеры Казахстана-2008" (информация о 128 действующих казахстанских экспортеров) на английском и русском языках.
И, наконец, "KAZNEX" ведет работу непосредственно с самими отечественными экспортерами. Для них создан Первый каталог "Услуги обучения", который содержит сведения о 68 учебных центрах и консалтинговых компаниях, оказывающих услуги предприятиям в области экспортной деятельности. Выпущено также шесть инструктивных материалов в помощь экспортеру ("Как выйти на внешний рынок?", "Выбор и исследование рынков", "Что такое международная аккредитация лаборатории?", "Стандарты безопасности пищевой продукции", "Маркетинговые инструменты анализа мировых рынков" и "Гранты донорских организаций"). Для удобства работы за рубежом для 13 ассоциаций и предприятий были открыты представительства в четырех странах - России, Германии, Китае и Турции.
Наша справка:
В 2008 году внешнеторговый оборот в Казахстане составил 109,1 миллиарда долларов США и вырос по сравнению с 2007 годом на 35 %. Почти вполовину - на 49 % при этом возрос объем экспорта и составил 71,2 миллиарда долларов США.
Экспорт продукции несырьевых секторов возрос с 14,7 миллиарда долларов США в 2007 году до 20,1 миллиарда долларов США в 2008 году.
В прошедшем году произошел прирост в машиностроительной отрасли - 38,2 %, химической - 31,1 %, пищевой - 47,2 %.

Как видно из цифр, потенциал у нас есть и хорошо бы его как следует использовать. Кроме прямой выгоды - выручки от продажи несырьевых товаров, мы, с помощью экспортеров, можем получить и другие "живые" деньги - инвестиции, которые могут нам предложить страны, заинтересованные в развитии крепких предприятий.
И самое главное - поддержка государства при выходе своих предприятий на мировой рынок позволит не только поднять престиж страны, но и усилит отечественное производство. Потому что такие предприятия - не только источники материального благополучия, но и факторы социальной стабильности в регионах, позволяющие населению быть уверенными в завтрашнем дне: новые рабочие места, возможность развития производства и науки, превращение страны из поставщика сырья в сильное индустриально развитое государство.