Талгат Ермегияев остается под домашним арестом, а председателем правления АО “НК “Астана ЭКСПО-2017” назначен экс-аким Алматы Ахметжан Есимов. Это главные темы политического августа страны.
Напомню, экс-руководителя ЭКСПО-2017 подозревают в совершении преступлений, предусмотренных п. "б" ч. 4 ст. 176 УК РК. И все же детальный анализ обстоятельств, предшествовавших задержанию Талгата Ермегияева и открытию уголовного дела против него, показывает, что далеко не все так однозначно в этой истории, как кому-то хотелось бы.
Как начиналось ЭКСПО-2017
Сегодня трудно установить, кому первому пришла в голову идея провести в Казахстане международную выставку. Известно одно: в июне 2011 года в Париже в штаб-квартире Международного бюро выставок представитель МИД РК Рапиль Жошыбаев вручил официальную заявку Казахстана о проведении выставки в 2017 году в нашей стране. Заявка была подписана премьер-министром Каримом Масимовым. Затем последовало тайное голосование на заседании Генеральной ассамблеи международного бюро выставок, в ходе которого большинством голосов победила Астана. С самого начала предстоящее мероприятие было решено назвать Всемирной специализированной выставкой под лозунгом “Энергия будущего”, поскольку акцент собирались сделать на альтернативные источники энергии.
Было заявлено, что на проведение выставки из республиканского бюджета выделят 283 миллиона евро. Само акционерное общество “Национальная компания “Астана ЭКСПО-2017” было создано постановлением правительства от 15 января 2013 года за № 11. Тогда же председателем правления был назначен Талгат Ермегияев. С самого начала комиссаром ЭКСПО-2017 был назначен Рапиль Жошыбаев. О г-не Жошыбаеве не так давно написали в одном казахстанском издании, назвав “дипломатическим работником киргизского происхождения”, который “уже был не раз замечен в громких коррупционных скандалах”. Любопытно, что до настоящего момента со стороны г-на Жошыбаева не последовало никакой реакции на данную публикацию.
Удачливый сын успешного отца или жертва агашкизма?
Разумеется, в свете скандала вокруг ЭКСПО-2017 немалый интерес вызывает фигура Талгата Ермегияева. На первый взгляд Талгат Ермегияев выглядит баловнем судьбы. Сын одного из самых успешных управленцев-строителей, учился в США. Отец троих детей. Не замечен дотоле в каких-либо скандальных делах, хотя попытки увязать его имя с тем или иным инцидентом предпринимались не раз. К примеру, одно время муссировались слухи о причастности Ермегияева-младшего к аварии вертолета во время президентских выборов. Эти разговоры стихли довольно быстро, поскольку люди, находившиеся на борту судна, оказались очень известными. И раздувать скандал ни у кого большого желания не было. Однако не исключено, что нынешнее состояние дел Талгата Амангельдиевича может быть связано с тем далеким уже происшествием. Немало разговоров возникло и после проведения Азиады в Казахстане в 2011-м, когда он был заместителем министра туризма и спорта. Но и здесь все обошлось только слухами, не нашедшими подтверждения. В апреле 2011 года Ермегияева назначают министром туризма и спорта. И именно на этот период приходятся ХХХ Олимпийские игры в Лондоне 2012 года. Олимпиада оказалась весьма успешной для Казахстана. Наша страна заняла 12-е место в медальном зачете, завоевав 7 золотых, 1 серебряную и 5 бронзовых медалей. Скептики твердят о том, что никакой заслуги Талгата Ермегияева в этом нет. Но бывший министр спорта Темирхан Досмухамбетов считает иначе. В телефонном разговоре он подчеркнул, что знает Талгата Ермегияева как умелого и ответственного руководителя. Темирхан Мынайдарович заявил, что именно благодаря организационным навыкам Талгата Ермегияева казахстанские спортсмены смогли занять 12-е место в общем зачете на Лондонской Олимпиаде. К слову, в Играх тогда приняли участие 204 страны. И 12-е место Казахстана, разумеется, выглядит весьма весомо. Хотя найдутся скептики, которые заявят, что словам Досмухамбетова не стоит доверять, поскольку именно его называют тем человеком, который двигал по карьерной лестнице Талгата Ермегияева.
Одной из версий, гуляющих по просторам Интернета и вне его, причиной падения Талгата Ермегияева называют борьбу кланов. Дескать, агашки из южного клана хотели видеть в кресле председателя ЭКСПО-2017 своего человека. Правда, версия выглядит достаточно абсурдной. Мол, Ермегияев, хотя родом из Алматы и относится к тому же южному клану, по происхождению принадлежит к одному из самых многочисленных племен Среднего жуза – аргынам, что не слишком нравится авторитетным людям на юге. Косвенно эту версию подтверждает и то, что одновременно в Караганде проходит суд в отношении бывшего премьер-министра страны Серика Ахметова, тоже аргына. Конечно, скорее всего, жузы ни при чем, а люди отвечают за то, что наделали. Однако выборочная борьба с коррупцией не позволяет выкинуть эту версию за борт.
Другой версией, во многом объясняющей суть последних кадровых перестановок, является предположение о том, что основной денежный поток на организацию ЭКСПО-2017 пойдет сейчас, в конце текущего года и в 2017 году, и в руководстве компании нужен проверенный опытный человек. Что же, и эта версия имеет право на существование.
Как бы там ни было, факт остается фактом. Талгат Ермегияев, смещенный со своего поста, находится под домашним арестом и вскоре, вероятно, предстанет перед судом.
Ты да я да мы с тобой?
Не исключено, что Талгат Ермегияев ответит за себя и “за тех парней”. То же казахстанское издание, о котором упоминалось выше, отмечает, что деньги с ЭКСПО-2017 разворовывались и “другими высокопоставленными чиновниками через подставных лиц”. Об этом изданию поведал неназванный, но весьма информированный источник. По его словам, среди таких чиновников “фигурируют очень громкие имена, и даже тех, кто близок к следствию. Так, только у одного чиновника выявлено около четырех обнальных фирм, зарегистрированных на его сына”. А вот это уже похоже на правду. Люди, хорошо знающие Талгата Ермегияева, говорят о том, что огромную сумму, в присвоении которой его обвиняют – 4 миллиарда 200 миллионов тенге, младший Ермегияев, скорее всего, раздал своим многочисленным друзьям или использовал не по назначению. И как здесь не вспомнить выделение денег ЭКСПО на проведение церемонии вручения премии Муз-ТВ, во время которой для Талгата Ермегияева прозвучал первый тревожный звонок. Проливной дождь и ветер обрушили одну из конструкций, сооруженных специально для премии. К счастью, пострадавших не оказалось. Но дело даже не в этом досадном происшествии (хотя как посмотреть – качество выполненных работ оказалось на низком уровне), а в том, что ЭКСПО-2017 и музыкальная премия далеки друг от друга, тем более что в Астане будет основное внимание уделено альтернативным источникам энергии. Уверения руководителя пресс-службы ЭКСПО-2017 Айгуль Мукей, что организация премии Муз-ТВ позволит транслировать ролики о предстоящей выставке аж по двум музыкальным каналам кроме недоумения ничего не вызывают. Подставили ли в этом случае Талгата Ермегияева? Тут нельзя не вспомнить недавние слова одного из бывших его заместителей Салтанат Рахимбековой о том, что любая попытка рассказать о реальных шагах по организации ЭКСПО-2017 не находила понимания со стороны пресс-службы компании. Особенно если это касалось вопросов альтернативной энергетики. Вот что написала г-жа Рахимбекова в социальных сетях по этому поводу: “К сожалению, счастливые мгновения победителей и участников этих мероприятий, а также их достижения не были достойно освещены в СМИ, так как пресс-служба нацкомпании посчитала, что в данный период это несет репутационные риски. Хочу заметить, что все 24 – реализованные проекты, “красивые”, с социальным эффектом, но в большинстве не поддержанные собственной пресс-службой”.
Большой резонанс вызвала поездка блогеров в Милан, где проходит ЭКСПО-2015. Особенное недоумение вызвали у представителей масс-медиа и пользователей “Фейсбука” слова Айгуль Мукей, что она позвала в поездку блогеров. В ответ на вопросы, когда появятся репортажи о том, как проходит выставка и посещают ли наш павильон, г-жа Мукей отметила, что отчеты тех, кто был в поездке, в ближайшем времени будут опубликованы в СМИ. Пока же пользователи узнали только о борьбе с коррупцией в Грузии и нехватке мяса в Милане для некоторых участников поездки. В общем, обо всем, кроме главного: чем отличается казахстанский павильон и почему к нему огромные очереди. Об этом пишут и в самой Италии, и в других зарубежных СМИ. Репортаж об особенностях казахстанского павильона – использовании лазерных технологий, обилии стендов и экспонатов, безупречной работе сотрудников – вышел, к примеру, на сайте “Эха Москвы”.
К слову, в СМИ промелькнули слова генерального комиссара секции РК в Всемирной выставке в Милане Ануарбека Мусина о том, что строительство казахстанского павильона обошлось дешевле, чем у других участников. Общий бюджет составил чуть больше 17 миллионов евро.
Нужно ли нам ЭКСПО?
Мухтар ТИНИКЕЕВ, депутат парламента:
– Раз Казахстан ввязался в драку за проведение ЭКСПО и победил в ней, то уже излишни вопросы “нужно – не нужно”! Думаю, это нужно для имиджа страны, и прогрессом станет переход хотя бы части ее экономики на зеленую экономику. Плюс узнаваемость страны, после ее вступления в декабре 2015-го в ВТО это большущий шаг вперед, и через каких-то два года весь мир может узнать о центральноазиатской республике с развивающейся экономикой, но заявившейся о себе так “борзо” (другого слова не найду). ЭКСПО не просто привлечет внимание экономик мира к нашей стране, но и окажет содействие в решении многих вопросов, которые повисли у нас. Эти экономики узнают о “девственных”, неиспорченных землях РК, о том, что на них можно выращивать ЧИСТУЮ продукцию, а сам Казахстан почерпнет все новое, что есть в зеленой экономике. ЭКСПО нужнее, чем зимняя Олимпиада!
Еркин ИРГАЛИЕВ, политконсультант научно-образовательного фонда “Аспандау”:
– Давайте вспомним время и условия, в которых принималось решение о проведении выставки в Казахстане. “Жирные” годы, Азиады, Олимпиады и мундиали пахнут нефтью и авторитаризмом. И что сейчас? Венесуэла голодает, в РФ давят персики тракторами, в Аравии боевые действия, а в Казахстане… В Казахстане Байбек стал акимом Алматы. В общем, отказаться нельзя, проводить дорого, а смысл уже утерян.
Алматы