Эксперты Всемирного банка прогнозируют Казахстану сложные времена и надолго

По данным Всемирного банка, в РК за первые полгода 2020 года на 2 процента увеличилось количество “плохих” кредитов по сравнению с январем 2019 года, существенно снизилась деловая активность и ухудшилась функциональная грамотность школьников. Всё это – итоги весны. Но дальше будет только хуже.

– Кризис, по всей вероятности, скажется на росте уровня бедности, а также повлияет на увеличение неравенства. По предварительным оценкам, уровень бедности может увеличиться в 2020 году с прогнозируемых 8,3% до 12,7% – это означает, что дополнительно 800 тысяч людей окажутся за чертой бедности. Ожидается, что шок для рынка труда в Казахстане, в результате как самой пандемии, так и мер по ее сдерживанию, будет иметь суровые последствия. Особенно в отраслях, использующих труд работников низкой квалификации, – прогнозирует старший экономист офиса Всемирного банка в Казахстане Самсу РАХАРДЖА.

И быстрого отскока назад, по мнению эксперта, не будет: пандемия еще не побеждена, а значит, по-прежнему по всему миру еще долго будет наблюдаться спад деловой активности и падение спроса на нефть, металлы и прочее сырье. А именно за счет экспорта этих товаров развивается экономика Казахстана.

– Так что, как говорили в популярном сериале: зима близко. И она будет очень долгой, – резюмирует он.

Не обещают эксперты Всемирного банка ничего хорошего и тем, кто в экономике пока еще не участвует. Так, по данным ВБ, лишь 16 процентов казахстанских школьников прошлой весной смогли в полной мере обучаться на дистанционке, у остальных то не было Интернета с нормальной скоростью, то компьютеров. И в новом учебном году особого улучшения ситуации специалисты не видят. Таким образом, растет разрыв в качестве образования между сельскими и городскими школьниками.

Но как бы ни были пессимистичны сотрудники офиса Всемирного банка, казахстанские независимые эксперты оценивают ситуацию в стране еще более мрачно.

– Я на самом деле всегда высказываюсь очень дипломатично, но представленный отчет ВБ слишком дипломатичен даже на мой взгляд, – говорит присутствовавший на его онлайн-презентации управляющий партнер Центра стратегических инициатив Алихан БАЙДУСЕНОВ.

Как считает экономист, одним из серьезных факторов риска для республики может стать социальное напряжение. Хотя ВБ и оценивает действия правительства в период карантинов положительно, занятость населения – вот ключевой вопрос, который надо решить, отмечает он. В Казахстане разоряются предприниматели, взявшиеся за организацию школьного питания

Но тут всё не так просто.

– Я бы выделил 3 момента, которые находятся на поверхности, но требуют более глубокого изучения. Нужно начать с того, что текущий кризис связан с очень высокой неопределенностью. Поэтому очень сложно формировать госполитику в сфере занятости: делать заказы, определяя, какие профессии будут востребованы в краткосрочной перспективе. Второе – рост безработицы наблюдается как среди квалифицированных, так и среди низкоквалифицированных работников. И если для квалифицированных существуют какие-то выплаты, то для низкоквалифицированных работников – грузчиков, официантов и так далее – никаких гарантий нет.

И третий момент, который очень меня беспокоит, – это существенный риск усугубления регионального дисбаланса рынка труда в Казахстане в связи с непредсказуемостью введения карантинных мер. В частности, ограничение передвижения. Если раньше региональный дисбаланс в значительной степени компенсировался за счет перетока рабочей силы между регионами, то теперь этого нет, – отмечает вице-президент АО “Центр развития трудовых ресурсов” при МТСЗН РК Олжас ТУЛЕУОВ.

Но, естественно, Всемирный банк не может найти ответов на эти сложные вопросы. Всё, что может сделать международный институт развития, это дать стране очередной кредит. И, по словам постоянного представителя ВБ в Казахстане Жана-Франсуа МАРТО, центральноазиатским странам банк на борьбу с пандемией предоставил 370 миллионов долларов, а также перенаправил расходы текущих проектов.

Так, к примеру, вместо развития ОСМС 37 миллионов долларов будут потрачены на закуп аппаратов ИВЛ и другой нужной техники, а вместо модернизации среднего образования деньги пойдут на совершенствование дистанционного обучения.

И, конечно, все взятые у Всемирного банка средства Казахстану придется вернуть с процентами, что, конечно, в свете затяжного кризиса немного тревожит.

НУР-СУЛТАН