17 ноября в Астане были задержаны руководители АО «Байтерек Development», - сообщили казахстанские СМИ 21 ноября.
По материалам следствия, должностные лица холдинга получили 288 млн тенге от строительных компаний, вовлеченных в коррупционную схему, в качестве взятки.
Стоит отметить, что это далеко не первый случай коррупционных нарушений со стороны руководителей топовых казахстанских нацкомпаний. Чаще всего в таких делах преобладают: факты хищения, злоупотребления должностными полномочиями, взяточничество при осуществлении закупок и реализации госпрограмм.
Почему такие преступления стали довольно частым явлением в нашей стране редакции медиа-портала Caravan.kz ответили отечественные эксперты, которым мы задали три вопроса.
1. Чем вызван такой большой коррупционный риск в квазигосударственном секторе?
2. Если рост коррупционных преступления не пойдет на спад, то как это может ударить по имиджу государства?
3. Какие средства и меры в борьбе с подобными преступлениями, на ваш взгляд, самые результативные?
Галым БАЙТУК, казахстанский блогер:
1. - В первую очередь, коррупционный риск вызван недостаточным контролем за средствами, которые находятся в распоряжении многочисленных Национальных компаниях. Если ранее уполномоченные и контролирующие органы имели возможность проверки этих средств, то сейчас законодательно присутствуют препоны для прямых проверок, да и со стороны нацкомпаний оказывается большое сопротивление – они не хотят, чтобы их проверяли.
Проблем, на самом деле, очень много. К примеру, стоит вспомнить последний инцидент с «Байтерек Development». Также особенно я бы настоял проверить «КазМұнайГазӨнімдері» - сейчас я поднял вопрос о хищении 2,2 млрд тенге и известно, что некоторые руководители холдинга неплохо обогатились на этом.
Не буду говорить за всех, ведь есть и честные, простые исполнители. Но в большей степени все это - машина для обогащения, которая работает последние 10 лет.
2. - В рейтинге стран по уровню коррупции у Казахстана и так не самая благоприятная позиция. Из-за высокой возможности рисков, серьезные и влиятельные мировые компании опасаются инвестировать в нашу экономику. Однако есть компании постсоветского пространства и более развитых стран, которые в принципе научились вести у нас бизнес и прекрасно умеют ориентироваться в наших коррупционных традициях. Что касается имиджа, то он само собой уже подпорчен. И если уж коррупцию не удается победить, то можно хотя бы попытаться достичь уровня стран Восточной Европы. Конечно, эта борьба (с коррупцией – прим.ред.) идет, но все-таки хотелось бы большего.
3. - Нужно пересмотреть систему принятия решений. Вот, допустим, возьмем ситуацию: акимат может что-то строить, потратить огромные деньги, а квазиструктура уже построила этот объект, не согласовав с акиматом. Бывают такие случаи, когда несколько центров принимают решение – и это очень плохо. Возьмем к примеру Узбекистан – почему они в последнее время нас обгоняют в развитии? Потому-что у них жесткая, четко регламентированная система принятия решений. Есть правительство, есть один указ, и один конкретный министр отвечает за его исполнение, будь то строительство чего-либо или инвестиции. У нас же за инвестиции отвечает огромное количество человек: МИР (министерство по инвестициям и развитию – прим.ред.), «Самрук», его «дочки». Кто у нас строит государственное жилье? «Самрук», «Байтерек», акиматы… А каков коэффициент того, что это жилье попадает действительно нужным людям - тоже есть вопросы. И коррупция будет высока до тех пор, пока существует у нас беспорядок в системе принятия решений.
Высокопоставленные казахстанские налоговики массово не платят налоги
Второе – бесконтрольность квазиструктур. По мне, вот эти надстройки вообще нужно убрать. Есть нацкомпания по нефти – пусть работает - это «КазМунайГаз». Есть национальная компания по железным дорогам – КТЖ. Пусть работают. Но создавать над ними надстройки, а вокруг них – туеву хучу «дочек», это очень неверно. Я понимаю, что умных людей куда-то нужно девать, и поэтому их вот так «собирают». А еще есть дети, внуки, жены, любовницы – их тоже надо куда-то устраивать, поэтому я понимаю заботу нашей власти именно об этом контингенте народа. Но, извините! Мы так долго не сможем - не сможем всех прокормить. Так что вот это иждивение нужно заканчивать.
В этих нацкомпаниях есть вообще реальные бизнесмены? Нет. У нас руководят теоретики – и таких 99% руководителей. Реальных практиков, занимающихся какой-то определенной сферой, у нас, к сожалению, очень мало. Вот и получается: «у семи нянек дитя без глазу».
С коррупцией нужно начинать бороться именно с системы принятия решений. Потому что в нынешней системе очень трудно найти виноватого, вот в чем дело.
Азат ПЕРУАШЕВ, лидер демократической партии Казахстана «Ак жол», депутат мажилиса Парламента VI созыва
Глава демократической фракции Казахстана заявил, что партия «Ак жол» неоднократно отправляла депутатские запросы на эту тему.
Вот отрывок из текста одного из последних запросов:
«Исполнительная власть санкционирует безнаказанность и вольное распоряжение деньгами в данной сфере. Отсутствие закона о закупках в квазигоссекторе позволяет скрывать масштабы корпоративной коррупции. В этом секторе (куда входят многочисленные РГП, КГП, холдинги «Самрук-Казына», «КазАгро», «Байтерек», «Кәсіпқор» и т.д., всего более 400 юрлиц) объёмы нарушений могут исчисляться сотнями миллиардов. Но ответственности при этом, как выясняется, никакой.
Ни одного административного, а тем более уголовного дела не заведено, ни одного проворовавшегося «бизнесмена» от государства не обязали вернуть похищенные народные средства. Партия «Ак жол» считает такой подход недопустимым, поскольку квазигосударственный сектор распоряжается государственными средствами, доверенными им обществом для решения задач государственной экономической политики, а не для личного обогащения», - подчеркнул господин Перуашев в своем запросе казахстанскому Правительству.
Марат ШИБУТОВ, аналитик и политолог
1. - Все очень просто: в отличие от государственных органов, процедура закупок в квазигосударственных секторах гораздо легче. Отсюда и возникает соблазн пойти на разные авантюры.
2. - Никто извне за этим особо следит. Это – внутригосударственная проблема.
3. - Самый результативный метод – это сокращение квазигосударственных структур. Тогда государству не придется вмешиваться в экономику – оно, напротив, создаст условия для экономики.