И все чаще в новостных сводках стало появляться словосочетание «ядерное оружие». Если сопутствующая угроза будет реализована, жить мы будем совсем в ином мире. Да и будем ли?
Есть ли сейчас смысл строить планы на будущее? Или дальше будет только хуже? Своим мнением с Caravan.kz поделились эксперты.
Нажмет ли кто-то на кнопку?
Весь 2022 год в мире обострялись старые и вспыхивали новые конфликты. Главный из которых, конечно же, российско-украинская война, которая так или иначе затронула многие страны. Противостояние длится уже девятый месяц, и с каждым днем звучат все более страшные угрозы. К примеру, целый месяц на самых разных уровнях делаются намеки о применении какой-либо из сторон ядерного оружия. Что бы это ни было – тактическая ракета, у которой радиус поражения минимальный, стратегический заряд, который может сравнять с землей целый город, или «грязная» бомба, от которой вообще непонятно чего ждать – не суть. Ведь любой из этих вариантов способен спровоцировать начало третьей мировой войны.
Директор ТОО «Институт прикладных этнополитических исследований» Талгат Калиев полагает, что враждующие страны, и особенно Россия, понимают и трезво оценивают эти риски.
- Конечно, ничего нельзя утверждать на 100 %, но я уверен, что такой сценарий невозможен. Использование ядерного тактического оружия не несет для России никаких ощутимых плюсов как с точки зрения рисунка войны, так и с точки зрения изменения позиций России в мировом сообществе. Зато обещает колоссальный ущерб. Более того, будут полностью сожжены мосты и последует колоссальной силы ответный удар. И это наверняка понимают военные и Генштаба, и ракетных войск. Думаю, что даже если такой приказ последует, они откажутся его выполнять, - говорит он.
Политик и экономист Петр Своик еще более категоричен:
- Будущее всегда непредсказуемо, но некоторые вещи мы можем утверждать совершенно точно. Первое – никакой большой войны не будет. Российско-украинский конфликт достиг своих максимальных размеров и разрастаться не будет. Второе – никаких атомных бомбардировок не будет, - заявляет он.
А вот экономист, директор центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев на будущее смотрит без особого оптимизма.
- Текущий год показал, что разыгрываются сценарии, в реалистичность которых никто не верил. Причем каждый новый виток развития идет с ухудшением. То есть реальность оказывается хуже, чем мы предполагали. Сейчас взрывают газопроводы, обстреливают АЭС, разговоры о «грязной» бомбе опять же… Все это вполне может привести и к более серьезным последствиям. Исходя из этого мне кажется рациональным надеяться на лучшее, но готовиться к худшему. И самое худшее, что нас может ждать – это третья мировая война, применение тактического ядерного оружия, - отмечает он.
Надейся на лучшее, готовься к худшему
Впрочем, надеяться на то, что нас всех снесет ядерным вихрем и не придется платить по счетам – не стоит. Как отмечает Рахим Ошакбаев, у Казахстана есть и собственные проблемы, требующие решения.
- Наша экономика очень уязвима. Мы так и не избавились от зависимости в экспорте энергоресурсов. Более 80 % нашей нефти идет через КТК, который в этом году «закашлял». А так как у нас основная выручка идет именно от нефти, велика вероятность того, что наша экспортная выручка может значительно упасть, - предостерегает он.
И это – на фоне реального и крупнейшего кризиса всего существующего глобального финансового мироустройства. Во что он выльется – даже представить страшно.
- Четыре страны-соседа Казахстана уже находятся под санкциями: Россия, Китай, Афганистан и Иран. Слом устоявшейся финансовой системы может привести к совсем уж апокалиптическим последствиям, вплоть до дефолта по госдолгу самых разных стран, включая США. Возможно сильное обесценивание мировых резервных валют. Сейчас доллар укрепляется, так как растут ставки, а альтернативы доллару нет. Но если вдруг она появится, может сложиться так, что доллар обесценится, - предупреждает всех, кто предпочитает хранить сбережения в «зеленых», Рахим Ошакбаев.
Также, по мнению эксперта, мир могут ждать новые вооруженные беспорядки. В том числе – в России и США перед выборами президентов в 2024 году.
- Надеюсь, что у нас в стране все будет достаточно спокойно. В то же время реальные доходы казахстанцев падают. И людям все тяжелее выживать. Я не имею права кому-то что-то советовать, поэтому говорю о том, что планирую делать сам. Снизить все непродуктивные расходы, готовиться к кризису. Инвестировать в образование – свое и своих детей, следить за здоровьем, чтобы быть востребованным и устойчивым на рынке труда. Ни в коем случае не брать кредиты, чтобы не платить сверхвысокий процент. Ну и делать сбережения, - делится собственными финансовыми секретами Ошакбаев.
Мы быстро учимся
Политолог Талгат Калиев признается, что в условиях новой реальности делать какие-то прогнозы сложно, поэтому говорит лишь о надеждах, которые, при взгляде на ситуацию, теплятся в его душе:
- Безусловно, российско-украинская война в этом году не закончится и перетечет в год следующий. И чем дольше она затягивается, тем выше недовольство Россией ее же гражданами. Соответственно, отток граждан РФ в сопредельные безвизовые страны будет расти. Причем если в первые две волны к нам приезжали россияне с достаточно высоким уровнем достатка и представители благополучных групп, то в перспективе стоит ждать снижения уровней достатка и человеческого капитала приезжих. Но я думаю, что мы переживем это без потрясений. Две волны притока россиян в Казахстан позволили нашим правоохранительной системе, миграционной службе, акиматам и всем остальным в достаточной степени подготовиться к новому наплыву мигрантов. Наш рынок устоял перед таким резким увеличением экономически активного населения. Никаких эксцессов и массовых столкновений местных и мигрантов нет, мы обрели некий иммунитет и готовы к приему еще большего количества людей , - говорит он.
Есть в российско-украинском конфликте и определенные плюсы. Один из них – диверсификация казахстанской экономики. Мы постепенно приходим к пониманию, что в мире, кроме севера, есть много иных направлений для поиска деловых партнеров.
- Стоит ждать переориентации экономической политики Казахстана от России в сторону других стран – Турции, Центральной Азии, Европейского союза. Мне кажется, что активнее будет развиваться Транскаспийский транспортный коридор. Китай, возможно, вновь включит режим антиковидных ограничений, но до ситуации 2020 года не дойдет, поэтому аналогичных шоков мы не испытаем. Думаю, что благодаря диверсификации потоков и меньшей зависимости от состояния российской экономики наша экономика по сравнению с текущим годом улучшится, - верит Талгат Калиев.
Нашел он некий позитив и в январских событиях, которые стали шоком для казахстанцев.
- Январь нас многому научил. Теперь каждый казахстанец знает, чем может обернуться выплеск эмоций, и видит разницу между мирным протестом и массовыми беспорядками. Думаю, теперь каждый, выходящий на акции протеста, будет отдавать себе отчет в своих действиях и не поддаваться на провокации. В то же время я считаю, что протестные акции нам нужны. Люди должны выражать свое мнение против роста тарифов, за строительство парков и так далее. К ним должны выходить и члены правительства, и депутаты. Люди должны уметь писать резолюции, добиваться своего цивилизованным методом, - подчеркивает политолог.
В этом году мы начали постигать этот процесс, в следующем нас ждут выборы в мажилис и маслихаты – способов достучаться до власти будет гораздо больше.
Под сенью новой Конституции
Петр Своик глядит в будущее с еще большим позитивом. Он верит, что Казахстан ждет великое будущее.
Как отмечает политик, мы – свидетели и участники ключевого процесса в истории человечества. Когда распадалась Римская империя и Европа на несколько столетий погрузилась в «темные века», было затронуто меньше пространства и народу, чем сейчас.
- Однополярная глобализация, которая началась с перехода в капитализм Китая, продолжилась реорганизацией СССР, сейчас завершается. Формула о том, что мир становится многополярным, уже никем не оспаривается. Для нас же главное - понять, к какому полюсу примкнем мы. Я уверен, что мы останемся в культурном и политическом пространстве так называемой Центральной Евразии. А на этой территории в свое время были империя Чингисхана, Московское царство, СССР и теперь – СНГ. Но, естественно, такой масштабный процесс не может идти безболезненно, так что в течение ближайших лет нам предстоят достаточно серьезные испытания, - говорит он.
Среди бед, которые уготованы казахстанцам – галопирующая инфляция и падение реальных доходов населения. Но самое важное – мы можем не бояться войны.
- Наша страна достаточно мягко войдет в новое будущее. Да, у нас будут расти цены на все в ближайшие несколько лет, а доходы граждан за ними не успевают и еще долгое время не будут успевать. Но нам очень повезло географически. И я не только о положении между крупными странами, которым нужна мирная буферная зона, но и о запасах наших недр. У нас есть ресурсы всех видов – и энергетические, и металлы, в том числе – очень редкие. У нас всего этого, к счастью, в достатке как для собственных нужд, так и на экспорт. Поэтому наша задача в новом мире не только торговать ресурсами, но и вспомнить, что мы в этом году приняли новую конституцию и постановили, что земля и недра принадлежат народу. И раз уж это так, а мы наделили наше правительство правом распоряжаться нашими недрами и ресурсами от нашего имени, то и правительство должно об этом всегда помнить. И работать соответствующе, с учетом интересов прежде всего казахстанцев, а не зарубежных инвесторов и собственников, - предупреждает Своик о главном риске для Казахстана.
При этом он, как и Рахим Ошакбаев, прогнозирует серьезные потрясения на мировом финансовом рынке и даже предрекает крах долларовой системы. Так что, наверное, доллары и впрямь имеет смысл перевести в национальную валюту. А то мало ли…