ЭКСПЕРТЫ ОПАСАЮТСЯ, ЧТО ЖЕСТКАЯ ПОЗИЦИЯ ИРАНА МОЖЕТ СТАТЬ ПРЕПЯТСТВИЕМ В ОПРЕДЕЛЕНИИ СТАТУСА КАСПИЯ

Ссылаясь на высокопоставленные источники в дипломатических кругах, автор констатирует, что Россия, Азербайджан и Казахстан достигли общей договоренности о "принципе и методе" раздела прав на морское дно и минеральные богатства под землей. В частности, участки этих государств будут прилегать к их побережьям, а граница между национальными зонами в середине моря должна быть в каждой точке равноудалена от расположенных друг напротив друга берегов.
Роберт Коттрелл цитирует и некий "официальный источник" - эксперта, который заявляет, что Туркмения согласилась "с принципом, но не с методом", помешав быстрому достижению договоренности. Официальный эксперт считает, что Туркмения стремится к тому, чтобы граница посреди моря, где ее зона "встречается" с азербайджанской, проводилась менее определенно. В результате Ашхабад рассчитывает чуть большую долю зоны в середине моря, где расположены одни из самых перспективных нефтеносных участков. В статье напоминается о том, что разногласия Туркменистана и Азербайджана по поводу этой части моря привели в последние месяцы к обмену весьма жесткими заявлениями.
Касаясь позиции Ирана, автор уточняет, что если делить морское дно в соответствии с методом равноудаленности, у Ирана окажется всего 12% этой территории. Поэтому Иран продолжает настаивать, и довольно жестко, на разделе морского дна поровну между всеми пятью прикаспийскими государствами, в результате чего его доля составит 20%.
Генеральный директор по СНГ и Кавказу при МИД Ирана Давлат Абади уже предупредил новые независимые каспийские государства, чтобы они не подписывали контракты с иностранными нефтяными компаниями, не проявив должного внимания к правам соседей.
В интервью "Financial Times" он заявил, что в противном случае "в отношениях между каспийскими государствами может сложиться нездоровая ситуация". Кроме того, по словам Абади, Иран выступает за то, чтобы не делить Каспийское море на национальные сектора, а использовать его согласованно. Если же об этом договориться не удастся, то, как сказал иранский дипломат, "в случае разделения на национальные сектора Иран хочет, чтобы каждая страна получила 20%". "Конечно, если у кого-то есть предложение получше, мы готовы его рассмотреть", - добавил он.
На вопрос, надеется ли он на прогресс в ходе "неформального саммита" лидеров каспийских государств, запланированного на октябрь, Давлат Абади ответил: "Мы сделали свои предложения. Теперь мы ждем ответа".