Эксперты о переговорах в Ташкенте: Казахстан и Узбекистан - конкуренты

Напомним, в минувшую пятницу Казахстан и Узбекистан рассмотрели актуальные вопросы региональной безопасности. Расширенные плановые консультации между аппаратами советов безопасности Республики Казахстан и Республики Узбекистан прошли в Ташкенте на прошлой неделе. В ходе переговоров были рассмотрены актуальные вопросы региональной безопасности и двустороннего сотрудничества.

Также были обсуждены текущее состояние и перспективы развития обстановки в Центральной Азии с учетом ситуации в Афганистане, дальнейшая активизация и расширение взаимодействия в военно-технической и военной сфере.

Помимо этого, на повестку были вынесены вопросы сотрудничества в сфере противодействия незаконной миграции, таможенного контроля, совершенствования безопасности в гражданской авиации.

Корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил на эту тему с двумя компетентными политологами из Казахстана и Узбекистана соответственно. Мы задали нашим респондентам следующие вопросы:

1. Какие положительные моменты можно отметить по итогам данных переговоров?
2. Можно ли назвать Казахстан и Узбекистан самыми приоритетными союзниками по отношению друг к другу в вопросах безопасности по Центрально-Азиатскому региону? В чем это проявляется?
3. Если говорить о возможных опасностях, учитывая ситуацию в Афганистане и прочие факторы, то какая из этих двух стран в более рискованном положении? И вытекающий отсюда вопрос: как одна страна может помочь другой в случае возникновения возможных террористических угроз?

Ислам КУРАЕВ, казахстанский политолог и востоковед: 

Ислам Кураев. Фото - Из открытых источников

1. В целом любое сотрудничество между Казахстаном и Узбекистаном уже есть положительный момент. Мы видим, что сегодня разрабатываются совместные стратегические действия государствами региона, Шавкат Мирзиёев дал фактически толчок к развитию. Относительно этих переговоров можно сказать следующее: сегодня для региона имеются реальные угрозы, а Казахстан и Узбекистан выступают в качестве гарантов стабильности, следовательно, странам надо выстраивать диалог и определять дальнейшую стратегию своих действий. И, как показывает практика, переговоры прошли на довольно-таки хорошем уровне. От Казахстана принимал участие Нурлан Ермекбаев, у него имеется колоссальный опыт в этой сфере, поэтому в его действиях можно не сомневаться.

2. Наши страны прежде всего конкуренты, соседи и имеют исторические связи, поэтому мы обязаны быть союзниками, это в интересах государств. Что касается вопросов безопасности, то ситуация, конечно, не из простых, особенно если смотреть на южные границы Узбекистана, где имеется территориальная неопределенность и плохая защищенность. Поэтому нашим соседям выгодно выстраивать с нами конструктивный диалог, дабы и между нами не было таких вопросов. В общих чертах сегодня имеется версия, что большой поток террористов из Сирии направился в Афганистан, даже была информация о 5 тысячах боевиков, которые попали в соседний Узбекистан. Информация не подтвердилась, но слухи не возникают на пустом месте. В связи с этим наши страны должны не просто разрабатывать стратегии и подписывать документы, но и проводить совместные учения для подготовки своих военных к таким ситуациям, ведь вызовы всегда были и будут.

3. В Афганистане сегодня обстановка более спокойная, так как талибы и правительство продлили свое соглашение о мире, да и у талибов нет целей выходить за границы своего государства. Вопрос состоит в том, что многие другие террористы, пользуясь нестабильностью в Афганистане, проходят спокойно территорию этой страны, а там уже и до ЦА рукой подать. Вот это и есть самое страшное. Вторая проблема - это номинальные границы центральноазиатских государств, соответственно отсутствие защищенности. Это угроза не только для национальной безопасности, но и для суверенитета страны. Поэтому Мирзиёев сегодня проводит политику определения границ с соседями.

Поддержка друг друга определяется тем, что, так как террористические ячейки одного региона связаны между собой, своевременное реагирование может послужить залогом успеха. Обычно даже имеются координационные центры, которые позволяют обмениваться информацией. Ведь сегодня именно информация является главным союзником в любой войне, даже в войне с терроризмом.

 

Алишер САМИГДЖОНОВ, узбекистанский политолог: 

1. Формулу "5+1" (пять государств Центральной Азии + США. – Прим. ред.) я считаю немного запоздалой. Но прошедшая в Ташкенте встреча - это вполне современная и перспективная международная кооперация перед вызовами актуальных проблем в сфере региональной безопасности.

2. Исходя из своих потенциалов, Узбекистану и Казахстану, так уж сложилось исторически, придётся выполнять функцию локомотива. При этом, я считаю, необходимо стараться избегать навязываемых извне заботы и помощи, поскольку лидеры нации - господин Мирзиёев и господин Назарбаев - имеют достаточный опыт, не говоря уже о международном авторитете.

3. Очевидно, что Республика Узбекистан в силу своего географического положения гораздо больше подвержена опасности, нежели РК. Но важно подметить, что в случае возникновения возможных террористических угроз действовать нужно совместно и координированно с международными силами во главе с военным потенциалом НАТО.