Эксперты из Нацпалаты “Атамекен” пророчат глобальное повышение цен на все товары и услуги

Налоговики утверждали, что, дескать, с внедрением этих самых СНТ будет побеждена контрабанда. Такой вид отслеживания товаров из стран ЕАЭС рекомендовал Всемирный банк. А наши запустили пилот, как это чаще всего водится, в виде директивы сверху – без согласования с общественностью, без проведения анализа регуляторного воздействия. Объясняя бизнесу необходимость инноваций, налоговики утверждали: с введением электронной платформы СНТ и модуля “Виртуальный склад” жить станет если не веселее, то легче всем: и предпринимателям, и борцам за пополнение бюджета. Однако практика показала: легче жить не стало никому, а “веселее” – только бухгалтерам и предпринимателям.

Под первый этап пилотного проекта попали продавцы-розничники.

“Подопытным” с 2020 года надлежало зарегистрироваться на электронной платформе “Виртуальный склад”, внести туда все свои товары и постоянно корректировать список – что поступило, что продалось. А на все товары, завозимые из стран ЕАЭС, выписывать электронные сопроводительные накладные.

Попробовав “инновации” на вкус, первыми взвыли бухгалтеры. У них возникла необходимость в выписке СНТ, затем в ее же подтверждении, так как эту накладную использует только Казахстан. А затем, в случаях возврата СНТ, самим же его и оформлять. Мало того что работы у них стало больше даже не вдвое, а как минимум – вчетверо, еще и появились дополнительные расходы на успокоительные препараты. Ибо без ведра валерианы выписать массу документов в виснущей и тормозящей программе было нереально.

– Если раньше я делала накладную за 20 минут, то с внедрением СНТ на заполнение этой накладной у меня уходит час и более, – поделилась опытом профессиональный бухгалтер РК, налоговый консультант первой категории Оксана ВАВРЕНЮК. – И это притом что у меня всё в порядке. А если возникает какая-то ошибка, к примеру, мне списали товар, я его подтверждаю, но он неверно “сел”, и мне пишут, что его нет на складе, то время растягивается до бесконечности. Выход – звонить знакомым программистам или в службу поддержки. Внесение изменений может занять до 5 дней. Что касается импорта. Если раньше я везла товар из третьих стран, то через таможню делала декларацию. Если из стран ТС, то сдавала в Налоговый комитет отчет по форме 328. И проблем не возникало. А сейчас я должна сначала сделать сопроводительную накладную и получить ее подтверждение от Налогового комитета на границе. На прошлой неделе мне пришел товар. Из 6 сопроводительных накладных мне подтвердили одну. Налоговики создали чат-бот для подтверждения СНТ на таможне. Обратилась к нему. Мне через бот подтвердили еще 2, остальные так и висят. Бот подтверждает СНТ почти неделю. Затем я должна сопоставить товар с СНТ. Вручную. Вместо одного документа я теперь оформляю 3. Если я этот товар раньше оформляла 2–3 дня, то теперь этот процесс может растянуться до 20 дней.

Протестуй не протестуй, всё равно получишь… СНТ

Уже на первом этапе внедрения пилотного проекта СНТ возникло протестное движение (в основном – бухгалтеров), члены которого сказали решительное “нет!” дальнейшей реализации цифрового новшества. И даже создали петицию на имя главы государства об отмене СНТ и ВС. В первые дни петицию подписали более 24 тысяч человек. Но налоговики, как видно, решили не поддаваться панике и продолжили свой эксперимент. В октябре 2021 г. стартовал второй этап пилотного проекта. На сей раз под раздачу попали предприниматели, реализующие и покупающие товары из “перечня изъятий”. Теперь СНТ вынудили выписывать большую часть бизнеса. Даже производителей и реализаторов полуфабрикатов – типа пельменей, мантов, вареников. Столкнувшись с теми же проблемами, что и розничники, эта часть бизнеса примкнула к движению противников СНТ.

Но сотрудники налогового органа оказались крепким орешком. Невзирая на протесты со стороны предпринимательского сообщества, они продлили эксперимент. И с февраля этого года начали пилотный проект по строительным материалам.

– Это затраты! Это убытки! – возмущенно приводят свои доводы предприниматели. – С введением СНТ и "Виртуального склада" у нас появилась необходимость расширять штат бухгалтеров. Если раньше работа оприходования, списания товаров была по плечу двум бухгалтерам, то на наполнение СНТ нам нужно взять еще как минимум двоих.

Кроме того, бизнесмены не скрывают: дополнительные затраты они вынуждены заложить в стоимость товара.

– Это мучения и нервы! – сетуют бухгалтеры. – Мы заполняем кучу документов, не спим ночами, не проводим время с семьями и детьми, хотя те же сведения, что предусмотрены СНТ, есть в электронных счетах-фактурах. Для чего нужно дублирование этих двух документов, нам в КГД так и не ответили вразумительно.

А еще внедрение цифровых технологий, по их словам, сильно затрудняют отсутствие нормальной скорости Интернета и недоработки в самой программе. На разработку и последующее совершенствование которой ушла уйма бюджетных денег. "Система, которую контролирует "Казахтелеком", сегодня не работает": для чего МСБ вызывает министра на ковер

– Допустим, у меня есть товар, – на пальцах объясняет Оксана Вавренюк. – Я вам выписала на него сопроводительную накладную. Вы должны это подтвердить, но не подтверждаете, потому что у вас розничная торговля, и подтвердить день в день вы не имеете возможности. В результате у меня весь товар зависает на складе. Тонны товара висят в резерве, и что мне с ним делать? Я его и продать не могу, потому что он как бы продан, и у меня бешеные остатки. А возврат товара производится вручную. И еще. В СНТ нет понятия "исправление накладной". Если ЭСФ я могу исправить, то СНТ – нет. А ведь ошибиться может как человек, так и программа. Так почему же нас лишили права на ошибку?

…Взять и отменить!

Увы, вполне логичных доводов предпринимательского и бухгалтерского сообществ налоговики не слышат. И, как считают эксперты совета по налоговой методологии при НПП РК “Атамекен”, услышать и не пытаются.

– Мы неоднократно проводили онлайн-встречи на площадке НПП “Атамекен” с представителями КГД, министерства финансов, судьями и другими работниками государственного аппарата, но воз и ныне там, – говорит руководитель совета по налоговой методологии при НПП РК “Атамекен” Сара ЖУНУСОВА. – Все проблемные вопросы по СНТ и "Виртуальному складу", связанные с несовершенством системы и техническими недоработками, были озвучены перед КГД и разработчиками АО “Центр электронных финансов”. Но полученные ответы были расплывчатыми, лишенными конкретики. Разработчики сообщили, что планируется переход на новую технологию, оптимизируется сам процесс работы, будет быстрее заполняться форма, изменятся дизайн и форма СНТ, ЭСФ на веб-портале. Но, со слов тех же разработчиков, есть большое сомнение, что при окончании пилотного проекта все проблемы будут решены. Ведь платформа создавалась изначально только для бизнеса, связанного с торговлей. А к 1 апреля 2023 года планируется весь бизнес, независимо от вида деятельности, перевести на СНТ и "Виртуальный склад".

По мнению предпринимательского сообщества, такая поспешность может привести не только к очередному витку проблем для бизнеса, но и к тотальному повышению цен на все товары и услуги. Ведь в условиях рынка любая дополнительная затрата предпринимателя ложится на потребителя. Неиллюзорен и вариант уничтожения значительной части малого бизнеса, который просто не потянет штат бухгалтеров.

– Поэтому мы предлагаем просто отменить ВС и СНТ! – заявляет Сара Аубакировна. – Прошло уже три года, а довести пилотный проект до логического завершения так и не удалось.

КАРАГАНДА

Автор: Лариса ЧЕН