Эксперты дискутировали о нефти и ШОС

В Алматы прошла конференция "Центральная Азия - Китай: от геополитики к партнерству". Организовали ее Казахстанский Институт стратегических исследований и целый ряд исследовательских центров из Франции и Испании.
Китайцев среди организаторов не было, что воспринималось как парадокс только на первый взгляд: такая методика экспертной дискуссии известна и позволяет обсудить тот или иной вопрос с иного ракурса, как бы со стороны.
Естественно, не могла не звучать на конференции тема поставок энергоносителей из Казахстана и соседних стран региона на внешние рынки. Реми Касте, научный сотрудник Центра международных исследований из Франции, высказал убежденность, что экспорт углеводородов из нашего региона будет все больше "разворачиваться" в сторону юго-восточного соседа.
Хотя один вопрос, предложенный казахстанскими участниками конференции, так и остался без ясного ответа: пойдут ли западные компании, добывающие нефть и газ в Казахстане, на то, чтобы переориентировать свои поставки с традиционных рынков в Европе на Китай?
Но, во всяком случае, вновь был подтвержден большой интерес к углеводородным ресурсам Казахстана во внешнем мире. Другой вопрос, всегда ли хорошо, когда за контроль над их поставками может начаться конкуренция очень сильных игроков? Ответ остался за рамками конференции.
Кстати, европейские эксперты об этом тоже думают. Например, политолог из Испании Аурелия Мане высказала мнение, что странам Центральной Азии для решения таких вопросов лучше всего создавать альянсы с более крупными странами, в первую очередь, с Россией. Что, в принципе, и наблюдается все годы независимости в отношении Казахстана.
Много говорили европейские эксперты и о транзитном потенциале РК, обусловленном ее географическим положением. Звучали давно привычные слова о "континентальном мосте", связывающем Китай и Европу. Но опять, как и раньше при обсуждении этих вопросов, почти не было конкретики. Например, ответа на вопрос почему Запад, инициировав еще десять лет назад проект ТРАССЕКА, так и не сделал почти ничего для его реализации. Видимо, конкретные проблемы такого рода оказались вне компетенции экспертов, приехавших в Алматы.
Отдельная сессия конференции была посвящена Шанхайской организации сотрудничества. Французские эксперты рассказывали, что отношение к ней в США и Европе претерпело сложную эволюцию.
Сначала ее не воспринимали всерьез, в том числе и потому, что считалось, будто Китай не станет всерьез заниматься работой по выстраиванию блока на севере, пока не решена проблема Тайваня. Потом все больше боялись, начиная с сентября 2001 года, думая, что это прообраз "Восточной НАТО". Теперь, кажется, несколько "расслабились", увидев, что у самых крупных стран ШОС немало противоречий между собой. И сами иностранные эксперты, выступавшие на конференции, высказывали мнение, что ШОСу не превратиться в военно-политическую организацию. Причина - и очень разные потенциалы у ее участников, и очень большая разбросанность направлений сотрудничества, которыми хочет заниматься организация. Некоторые наши эксперты с этим отчасти согласились и заметили, что нужна реализация нескольких успешных экономических проектов в рамках ШОС.
"Архитектура" сотрудничества стран Центральной Азии друг с другом и "внешними игроками" еще только строится, при том, непросто, о чем свидетельствуют различные взгляды на этот счет Казахстана и Узбекистана. Сейчас даже на уровне сотрудничества в вопросах обеспечения безопасности нет полной ясности.
Известный эксперт Константин Сыроежкин заметил, что главные проблемы, снижающие эффективность функционирующих механизмов безопасности, лежат в объективных противоречиях между "глобальными игроками" и искушение "поиграть" на этих противоречиях.
Кроме того, есть проблема параллельности в деятельности объединений, так или иначе занимающихся вопросами обеспечения безопасности в регионе.
- Речь, прежде всего, о такого рода структурах, действующих под эгидой ШОС и НАТО. Дальше меморандумов "о взаимопонимании" пока дело не идет, - заметил эксперт.

Рисунок с сайта http://www.axisglobe-ru.com