Эксперт рассказал почему медицинская ассоциация неэффективна

Редакция Caravan.kz решила разобраться в вопросе, как медицинское сообщество реагирует на подобные ситуации.

Убитый  – Юрий Шумков, был врачом гастроэнтерологом-эндоскопистом, кандидатом медицинских наук, работал в Институте гастроэнтерологии. Его застрелили из охотничьего ружья, на той самой стоянке, где Шумков арендовал парковочное место и недалеко от которой он жил с семьей в съемной квартире. Первый выстрел убийца сделал в спину, добив вторым в лицо.

На прощание с известным врачом пришло около 500 человек - родные, коллеги и друзья.

"Был убит гражданин Ш. 1975 года рождения. Преступление раскрыто по горячим следам", - заявили правоохранители. В Алматы открылся Центр ядерной медицины для диагностики онкологических заболеваний

Коллеги Юрия Шумкова рассказали, что задержанный был его пациентом, но врагов у Юрия не было, так как человеком он был неконфликтным. Перед тем как перейти к действиям, убийца трижды был на приеме у врача, на последний из них были выявлены мелкие язвы в двенадцатиперстной кишке. После чего ему назначено было лечение, он ушел домой. Не было претензий ни с одной из сторон. Однако охранник, заметивший запрыгивающего в машину преступника, упомянул, что это не было похоже на состояние аффекта, а это было хладнокровное убийство.

Относительно этой ситуации мы поговорили с кандидатом медицинских наук, неврологом – Конеевым Каиргали который поделился своим мнением как представитель медицинского сообщества.

- Как должно реагировать в таком случае государство?

- На мой взгляд, в государстве не хватает прозрачности в медицинской деятельности. Но больше всего нет как защиты пациента, так и медицинского работника. Для того, чтобы таких случаев не было, необходимо было бы создать специализированные организации для поддержки пациентов, - высказался эксперт.

- Есть ли у нас в стране союз врачей, и как он работает?

- В стране есть ассоциация врачей, но на данный момент она существует лишь номинально, - считает Каиргали Исмагулович. - К сожалению, время проходит, и активность этой ассоциации резко снизилась, а самовыдвиженцев не находится, чтобы поднять ассоциацию с колен. Так что сейчас мало того, что пациенты остаются один на один со своими болезнями, так и медицинские работники совершенно не защищены. Потому как врач несет уголовную ответственность за свои ошибки, тогда как нигде больше такого нет. Врачебные ошибки уголовно не преследуются.

- Должен ли совет врачей вместе с сотрудниками правоохранительных органов участвовать в расследовании подобных дел? Чтобы виновный не просто получил адекватный приговор, но и семья не осталась без компенсации.

- Нет, каждый должен заниматься своим делом. Лекарь должен лечить, следователь должен расследовать. Если врачи вмешаются, это будет необъективное расследование, - считает г-н Конеев.

- Как врачу себя защищать? Никто ведь не застрахован.

- Мы не проходили предмет «конфликтология» и сейчас современные специалисты медицинской сферы не слушают такой курс, его просто нет. Я считаю, что его стоило бы включить в программу обучения, - сказал Каиргали Исмагулович. - Мне кажется, это упущение в целом системы здравоохранения. Меня, например, всегда учили так: интересы пациента важнее всего. 

- Как должны решаться возникшие между врачом и пациентом конфликты?

- Мирно, цивилизованным путем. Может, даже через суд, я считаю, что это вполне нормально. Для этого, повторюсь, должны быть ассоциации пациентов, куда они смогут обратиться. И где смогут оказать психологическую помощь и так далее, а в случае судебных разбирательств эта же ассоциация смогла их защитить. Также стоило бы возобновить работу национальной медицинской ассоциации врачей, дабы защитить наши интересы в таких нежелательных ситуациях, - подытожил Каиргали Конеев.