Эксперт и председатель Независимого автомобильного союза (НАС) Эдуард Эдоков рассказал, что происходит с ценами на машины, как меняется ситуация на рынке Казахстана и какое влияние на него может оказать "облава" на транспорт с российскими номерами, передаёт Tengrinews.kz.
Новые автомобили
Специалист отмечает, что повышение цен на новые автомобили, вызванное их дефицитом, - проблема не только казахстанская, но и общемировая. По наблюдениям эксперта, речь идет о подорожании от 5 до 15 процентов ежегодно.
Одним из главных факторов возникшего дефицита Эдуард Эдоков назвал нехватку микрочипов на мировом рынке, которые используются не только в машинах, но и в бытовой технике.
- Нехватка полупроводников, в свою очередь, связана с пандемией. Она спровоцировала сумасшедший спрос на ноутбуки, домашнюю технику, игровые приставки. Одновременно из-за локдаунов осложнилась и подорожала логистика, - поделился эксперт.
Также причиной подорожания новых автомобилей Эдоков назвал мировой тренд роста цен на металлы. Эта тенденция также связана с нарушением цепочки поставок из-за локдаунов на фоне пандемии.
Растущая инфляция - еще один немаловажный фактор, оказывающий влияние на цены, отметил специалист.
- Инфляционные моменты всегда накладывают свой отпечаток, так как все автомобили и комплектующие покупаются за зарубежную валюту. Естественно, изменения стоимости тенге играют роль в повышении цен на авто, - отметил Эдоков.
Вторичный рынок
Комментируя ситуацию на рынке подержанных автомобилей, автоэксперт отметил, что здесь ситуация также разворачивается не в пользу покупателей - они дорожают на все 10-25 процентов ежегодно.
По его словам, одна из причин - на фоне нехватки машин в автосалонах продавцы задирают цены, в результате свежие б/у машины иногда даже предлагаются по стоимости новых.
- Недавно один мой знакомый выставил на продажу автомобиль, который он купил в 2010 году. Через 11 лет он продал его даже дороже, чем приобретал. Это неправильная ситуация, конечно. Так не должно быть, - считает председатель НАС.
Еще одним фактором подорожания автомобилей на вторичном рынке Эдуард Эдоков назвал введение в Казахстане первичной регистрации и утилизационного сбора.
- В Казахстане резко сократился ввоз подержанных автомобилей. Что, кстати говоря, неудивительно, так как суммы за эти пошлины могут доходить до 100 процентов от стоимости купленного автомобиля. Таким образом, рынок стал вариться в собственном соку. То есть спрос остался, а предложений становится все меньше, так как автомобили с годами стареют, ломаются. Тут работает закон рынка: если спрос есть, а предложение снижается, то цена растет, - рассказал автоэксперт.
Как "облава" на машины с российскими номерами повлияла на цены?
По мнению Эдокова, борьба с владельцами автомобилей на российских номерах хотя и не оказала прямого влияния на вторичный рынок автомобилей, однако она все же стала очередным драйвером роста цен.
- Раньше десятки тысяч казахстанцев, которые не могли себе позволить купить автомобиль внутри страны, искали подходящие, более дешевые, варианты в России. Они пользовались всем известной лазейкой - ввозили авто в страну по доверенности, обходя пошлины государства. Теперь этот вариант перестал работать. А значит, спрос, который удовлетворял российский авторынок, обернулся внутрь страны. Повторюсь, у нас подержанных автомобилей при этом больше не стало, а спрос увеличился. И это опять толкнет цены вверх. Это, конечно, окажет только косвенное влияние, но свои несколько процентов к ценам на автомобили на вторичном рынке добавит, - подчеркнул председатель НАС.
Что будет с ценами в ближайший год
Что касается прогнозов, то автоэксперт полагает, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе тенденция роста цен на машины сохранится как в автосалонах, так и на вторичном рынке.
Рост цен на новые авто замедлится или остановится только при стабилизации мировой ситуации с дефицитом компонентов для производства, логистической цепочкой поставок и ценами на основные металлы, используемые в автомобилестроении.
- При самых осторожных и оптимистических прогнозах это произойдет к лету 2022 года. Но как в действительности будет развиваться ситуация на фоне мировой пандемии, никто не знает, - отметил Эдоков.
В случае с бесконтрольным ростом цен на подержанные автомобили, то и здесь, по мнению эксперта, в ближайшей перспективе изменений ждать не приходится.
Эксперт добавил, что за хороший автомобиль на казахстанском рынке сегодня разворачивается самая настоящая битва, и в этой ситуации всегда в выигрыше продавец.
- Какую бы цену он ни поставил, в любом случае автомобиль заберут. Поэтому могу посоветовать казахстанцам, которые присматривают себе автомобиль: если вы найдете машину, подходящую по состоянию и в приемлемом для вас ценовом диапазоне или даже чуть дороже, хватайте двумя руками, - посоветовал Эдоков.
Автоэксперт сомневается, что петиция против утилизационного сбора действительно приведет к его отмене. При этом вероятность того, что утилизационный сбор отменят или уменьшат, специалист оценил как "критически низкую".
Ранее министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов заявил, что параметры утилизационного сбора на автомобили не пересматривались с 2015 года, поэтому их нужно поднять и обсудить заново. Что касается роста цен на автомобили, то он отметил, что на сегодняшний день - это "международный тренд".
Глава Министерства экологии Сериккали Брекешев, отвечая на вопрос о петиции казахстанцев с требованием отменить утилизационный сбор, заявил, что размер утильсбора в Казахстане сопоставим с другими странами.
Между тем автомобили с пробегом в Казахстане стали дорожать быстрее. С января по ноябрь 2021 года некоторые модели прибавили по 20 процентов.