Эксперт раскрыл секрет того, на что способны волк и медведь в Казахстане

На просторах Казахстана есть три смертельно опасных для человека хищника: барс, волк и медведь. И если повадки ирбиса из-за его малочисленности больше известны ученым, то привычки зубастого и косолапого хорошо изучены теми, кто охраняет природу на передовой.

НЕЛЬЗЯ ЗА ФЛАЖКИ

– Волк – хитрый, умный и кровожадный, – в голосе инженера-лесопатолога Жонгар-Алатауского государственного национального природного парка Николая ТКАЧЕВА слышится уважение. Будучи в свое время охотоведом, он добыл больше десятка волков. Сделать то же самое или хотя бы одного волка пристрелить сможет далеко не каждый.

– Если на охоте заметил волка, 99 шансов, что ты его убьешь, – говорит бывший охотовед. – У зверя остается всего один шанс. Но он будет использовать его сполна.

Волк – настоящий стратег как в искусстве ухода от погони, так и на охоте. Даже матерого марала с его огромными рогами зверь одолеет с гарантией.

По словам Николая Ткачева, неизвестно как, но волки договариваются между собой. Кто-то в нужный момент сделает решающий бросок, кто-то будет добивать. Это получается не спонтанно – кто ближе, тот и прыгнул, в том-то и суть, что всё решается заранее. Несколько других охотников выступят загонщиками. Загнать длинноногого марала непросто, но хищники сменяют друг друга. И волки пригонят добычу не куда-нибудь, а в удобное им место.

В природе равных им нет. Намять бока серому, а то и шею свернуть может только медведь. Зная это, волк обойдет хозяина стороной. Даже стая диких кабанов для хищника – все равно что для человека свиноферма. Преследуя их, он выберет какого-нибудь одного и будет гонять. И убит будет именно этот.

При охоте на марала или того же кабана в одиночку волк никогда не будет вцепляться в горло. Сперва он ухитрится прокусить сухожилия на задних ногах, пах.

С такими ранами без сил скоро остается даже здоровенный марал. Еще один способ неторопливого, спокойного убийства – загнать крупную добычу, допустим, марала или косулю в реку. Волк в воду не полезет, подержит скотинку в реке, а потом даст обессилевшей от погони и борьбы с течением жертве выбраться на берег или мелководье. Здесь уже не надо бегать, прыгать и кусаться, обед готов, садитесь жрать, пожалуйста. Волчья яма: охоту на волков в Казахстане поощряют

БЬЮТ УВЕРЕННО, НАВЕРНЯКА

Не убивал, не охотился, а “воевал”. Именно так выразился Николай Ткачев. Ведь еще больше хитростей применяют волки для спасения собственной жизни. Если заметил хищника и начинаешь к нему подкрадываться, но взгляд опустил на мгновение, зверь уже как сквозь землю провалился. С помощью потрясающих слуха, зрения и обоняния он тебя уже давно на самом деле срисовал. Можно пройти в трех метрах от зверя и не заметить его в редких зарослях.

При этом волк точно знает, кто из людей опасен, а кто – нет.

Например, он не станет прятаться от едущего мимо на лошади чабана. Мистики никакой. От пастуха пахнет потом, овчиной, мясом, от охотника несет оружейной смазкой, металлом, а то и пороховым дымом. Адская смесь этих запахов, конечно, не говорит волку, что это охотник по тропе идет. Она просто сама по себе зверю неприятна. Но некоторые из них могут легко отличить ружье от обычной палки.

Нападение волков на людей – это вовсе не исключительные случаи. Обязательно кинется волк, которому некуда бежать или только что раненный. И здесь поможет меткий выстрел, – говорит Николай Ткачев.

Обычно на волков охотятся зимой – мех густой, да и следы хищника с головой выдают. Однако даже свежий след – это еще не зверь. Можно нарваться на стаю.

Семь или десять волков будут идти точно след в след, и любой следопыт подумает, что прошел только один.

Волк всегда чует погоню. Так что по следу можно идти и десять километров, и все 100. И не догнать.

ПРАВИЛА ОБЩЕЖИТИЯ

Волчья стая – это не просто несколько живущих вместе хищников. Это самец, самка и их подросшие детеныши. В свое время именно сука, а не кобель научит их охотится. Пройдет еще немного времени, и вчерашние щенки уйдут искать себе свободную территорию. Мать и отец останутся на своей.

Территория – это святое. Ее регулярно метят и защищают от пришлых до последней капли крови. Впрочем, у волков и медведей заходить в гости не принято.

Опытные чабаны, определив, что где-то рядом с зимовкой есть волчье логово, только порадуются. Овцы будут целы. Хищники никогда не тронут беспомощную добычу рядом с норой и не дадут трогать чужакам.

МИШКА КОСОЛАПЫЙ ПО ЛЕСУ ИДЕТ

Медведь неуклюж до беспомощности только в сказках. На самом деле человеку от него убежать почти невозможно. Любовь медведя к меду – это не байки. Он никогда от него не откажется и может изрядно напакостить пчеловоду. Медведица может привести малыша на пасеку и показать, как добывать мед.

Косолапый, как и волк, обычно не убивает больше того, что может съесть.

И это также хорошо известно опытным чабанам. Однажды медведь пришел к большой отаре. Овцы брызнули в разные стороны, собаки разрываются от лая, но боятся кинуться. Чабан стоит и смотрит, что будет дальше – а что делать, оружия нет. Медведь добрался до одного из козлов, погнался за ним, поймал и утащил. Недели через три история в точности повторилась. Один из знакомых чабана предложил зверя пристрелить, даже не оформляя лицензии – случай ведь исключительный, вряд ли оштрафуют, даже если узнают. На что пастух ответил отказом – я ему дань плачу, пусть до конца лета еще одного-двух козлов утащит, но больше он не возьмет, зато вся остальная скотина точно будет цела.

Чужого этот медведь на свою территорию не пустит, а волков чабан в это лето не видел…

Как-то раз мишка задрал марала и спрятал недоеденную тушу. Пришел через несколько дней, попировал и ушел. Чуть позже мясо нашел другой, молодой и сильный медведь. Сожрал его и лег отдыхать. А когда появился хозяин тайника, он в жестокой схватке задавил несчастного и остался жить на его территории.

АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ