Эксперт раскрыл причины увеличения заболеваемостью корью в Казахстане

Эти и другие актуальные вопросы о кори мы задали Лене КАСАБЕКОВОЙ, врачу-эпидемиологу Научно-практического центра санитарно-эпидемиологической экспертизы и мониторинга.

Только родился – и в группе риска

– Действительно ли, что сегодня заболеваемость корью повысилась многократно?

– В 2017 году было всего два случая кори и оба – завозных, из Таджикистана. С ноября 2018-го по конец того года было зарегистрировано уже около 500 случаев. На 2019 год пришелся пик заболеваемости – 13 326 случаев. Все вирусные инфекции поднимают голову в холодное время года. В основном корь регистрируется среди непривитых людей. По каким причинам они не были привиты, мы это отслеживаем. В основном заболевали дети, которые еще не подлежат вакцинации по возрасту – то есть до года. Согласно национальному календарю прививок, лица, проживающие в Казахстане, получают двукратную вакцинацию: первую в 12–15 месяцев, вторую перед школой – в 6–7 лет. Считается, что однократная вакцинация защищает от инфекции на 80 процентов, полный иммунитет вырабатывается именно после двукратной вакцины.

– То, что в прошлом году для малышей сдвинули календарь прививок, дало результаты?

– Существует рекомендация ВОЗ по передвижению срока прививки, когда идет большая вспышка. Поэтому было решено проводить дополнительную иммунизацию детей с 9 месяцев начиная с апреля 2019 года. В итоге около 82 процентов детей этого возраста охвачены вакцинацией, и, действительно, это дало положительный результат – заболеваемость среди детей от 9 до 12 месяцев снизилась. Но уровень заболеваемости малышей до 9 месяцев остается таким же.

– А раньше 9 месяцев ставить вакцину нельзя?

– При внедрении нового срока вакцинации или дозы мы всегда изучаем международный опыт, наше государство приняло решение начать прививать с 9 месяцев. Хотя, по стандартам ВОЗ, допускается с 6 месяцев. Но проблема в том, что дети заболевают и до полугода. Самому маленькому нашему пациенту было 2 месяца от роду, когда он заболел корью.

Шымкент – лидер по кори

– Сильный рост начался в 2018 году, связано ли это с миграционными потоками?

– В течение 2016–2017 годов к нам поступала информация, что в Европе идет вспышка кори – сначала в Румынии, среди мигрантов. Далее болезнь начала распространяться по всему континенту, в Украине и России. В это время мы начали активно предупреждать, будьте осторожны, проверяйте иммунный статус детей. Несмотря на это, произошел завоз. Как мы это можем утверждать? При нашем центре имеется референс-лаборатория по контролю за вирусными инфекциями, в которой проводятся молекулярно-генетические исследования. Мы выявили генетическое происхождение вируса по образцам от больных корью. Найденные на нашей территории вирусы были идентичны тем, которые ранее циркулировали в Европе. Выявлены две генетические линии вируса кори “Dublin” и “Kabul”. Внутренняя миграция и наличие у нас неиммунной прослойки среди населения способствовали дальнейшему распространению вируса кори внутри нашей страны.

– И теперь ВОЗ включил Казахстан в десятку мировых стран по крупным вспышкам кори…

– К сожалению, да, в прошлом году мы вошли в число стран, где идет высокая заболеваемость кори. В 2019 году у нас был зарегистрирован 21 летальный исход, из них – 19 детей.

Дети, которые умерли от кори, не были привиты по состоянию здоровья – серьезные гематологические, онкологические заболевания, иммунодефицит, пороки развития.

Они очень тяжело переносят болезнь, так как у них еще есть основная патология. Есть дети, которым вакцинация вообще противопоказана из-за иммунодефицитных состояний. Мы об этом говорим постоянно, что непривитый ребенок может быть источником инфекции для других детей, которые не могут привиться по состоянию здоровья. Но некоторые родители считают, что у них есть право отказаться, и, пользуясь этим, они отнимают право на здоровье не только у своего ребенка. А кто защитит права детей, которые хотели бы, но не могут привиться?

– Жители каких городов Казахстана болеют корью больше всего?

– Большой удельный вес заболевания корью за прошлый год зарегистрирован в Мангистауской (1 422 случая), Туркестанской (1 090) областях, городах: Шымкенте (3 091), Нур-Султане (2 772), Алматы (604). Это объясняется в первую очередь скученностью населения, проживающего в этих местах.

Вакцина – это почти на всю жизнь

– Правда ли, что после 25 лет вакцина от кори, сделанная в детстве, теряет свою силу?

– Иммунитет снижается однозначно, но не у всех. Если была двукратная вакцинация, можно сказать, что она защищает на всю жизнь. Но каждый организм индивидуален, уникален, например, мне действия вакцины хватит до конца жизни, а кому-то – на 30 лет. Мы как раз недавно изучали “напряженность иммунитета” (уровень невосприимчивости организма к вирусу) среди мам, чтобы понять, почему дети до года болеют чаще других. В идеале, если у мамы есть антитела к этой инфекции, то через грудное молоко они должны передаваться ребенку и защищать его до 6 месяцев. И выяснилось, что где-то 20–30 процентов мам не имеют иммунитет. Почему? Если посмотреть, это люди 20–29 лет, рожденные в 90-е. А это фаза становления нашего государства, когда были и перебои с вакцинами, и их дефицит.

– Почему считается, что в детском возрасте вакцина от кори лучше переносится, чем во взрослом?

– Не совсем так. Не скажу, что взрослые ее плохо переносят. Каждый организм, как мы говорили, уникален, у одного может развиться реакция – и об этом обязательно расскажут, а у других 100 человек не будет никакой реакции, но об этом никто не узнает. Мы всегда реагируем на негативную информацию, а позитивная для нас – норма.

Само течение заболевания – это тоже индивидуальный вопрос. Могут возникать такие грозные осложнения, как пневмония, слепота и постинфекционный энцефалит – воспаление мозга, которое разовьется через 20 лет и приведет к 100-процентной смерти.

К тому времени сами родители могут забыть, что ребенок болел корью, и ломать голову, откуда такое заболевание. Я недавно выезжала в регион, была в инфекционном стационаре, у 95 процентов больных течение заболевания средней степени . Они лежат 2–5 дней, вылечиваются, уходят, у 1–2 процентов возникает осложнение в виде пневмонии.

– То есть и привитые могут заболеть?

– Да, не исключено. Любая вакцина защищает где-то на 95–98 процентов. При этом привитые больные испытывают легкое течение болезни, даже не обращаются к врачу, у них заболевание может проявляться как банальное ОРВИ и проходит без медикаментозного лечения.

За деньги и за спасибо – одна вакцина

– Слышала мнение, что люди не доверяют индийской вакцине от кори, которую ставят в государственных поликлиниках…

– Индийская вакцина против кори, паротита и краснухи (КПК) у нас используется уже более 20 лет. Я сама мониторю неблагоприятные последствия после иммунизации, так вот, на эту вакцину не было зарегистрировано ни одного случая поствакцинальных осложнений! Мы не покупаем, не привозим и не прививаем детей вакцинами, не прошедшими экспертизу ВОЗ, которая основывается на трех факторах: качество, безопасность и эффективность. Дополнительно, уже в Казахстане, вакцина проходит регистрацию через “Национальный центр экспертизы лекарственных средств и медицинских изделий”, где есть своя лаборатория. "Я рисковала" : минздрав вернул вакцину БЦЖ, изъятую японским производителем

– Во всех больницах Казахстана – государственных и частных, используется одна и та же вакцина от кори?

– Да, у нас централизованный закуп, все вакцины от кори – одного производителя. До 90-х годов мы использовали российскую однокомпонентную (включающую только корь) вакцину, на сегодняшний день – только индийскую, трехкомпонентную. Качество вакцины за деньги и бесплатно – не отличается, это одна и та же вакцина.

– Люди, которые отказываются от вакцинации, мотивируют это тем, что “врачи толком не смотрят детей перед прививкой, не берут анализы, нормально не рассказывают о последствиях”. Существует ли пробел в коммуникациях между врачами и пациентами?

­– Врачом должны проводиться тщательный осмотр ребенка перед вакцинацией, опрос родителей о недавно перенесенных инфекционных заболеваниях, измерение температуры тела. После каких-то заболеваний интервал должен быть 2 недели – месяц.

Если есть признаки заболевания, вакцинация отменяется. Также врач должен объяснить, какая вакцина, от каких инфекций она защищает, что будет, если ребенок ее получит или не получит.

Да, это коммуникационный вопрос, он важен, врач должен внушать доверие пациенту, нужна грамотная и честная информация от специалистов. Ведь в Интернете не вся информация правдивая. Мы в этом плане ежегодно проводим конференцию по иммунопрофилактике, собираем здесь областных специалистов, затем они приезжают к себе и далее в каскадном порядке обучают медицинских работников. Потом медсестры, врачи, которые проводят вакцинацию на местах, ежегодно проходят аттестацию на знание приказов, регламентирующих проведение профилактических прививок и на технику введения прививок.

Как не поймать вирус?

– В советское время так же ставилась двукратная вакцина от кори?

– Вакцинация против кори проводилось так же 2 раза.

– Например, если человек не знает точно, был ли он привит в детстве от кори, и поставит вакцину, будучи взрослым, не будет ли передозировки, на случай, если все же окажется что его прививали?

– Если человек не знает свой прививочный статус по кори, он может пройти серологическое обследование на напряженность иммунитета, и если по результатам данного анализа титры антител низкие или их вообще нет, то может привиться.

– Давайте проведем ликбез. Известно, что вирус передается воздушно-капельным путем, значит ли это, что он способен покрывать большие расстояния, например, больной корью и непривитый человек пришли в один торговый центр…

– Вирус очень контагиозен (то есть заразен), и если непривитый человек находится в одном помещении с больным корью в течение 10 минут, то это почти 100-процентная вероятность заражения.

Вирус выделятся от больных в продромальный период, когда начинаются первые признаки, идентичные ОРВИ, гриппа: повышение температуры, недомогание, чих, кашель, боль в горле.

Признаки довольно общие, в это время больной не может знать, что он болен корью, и спокойно ходит в общественные места, ездит в транспорте. Плюс наши зимние праздники – Новый год, утренники, походы по гостям, в ТРЦ с грудными детьми. Зима – опасный период для тех, кто не привит. Конечно, возможно, вы этот вирус не поймаете, но если будете находиться рядом с больным человеком, например, в одной очереди в больнице, в зале кинотеатра, в группе в садике, в школьном классе, то риск заражения невероятно высок.

– Маски, оксолинка или какие-то другие подручные средства от кори спасают?

– Маски, конечно, защищают, но нужно их менять каждые два часа, не всякий взрослый будет это соблюдать. Оксолинка – хороша только для ОРВИ, гриппа. Еще маски нужно носить тем людям, которые болеют, вы же видите, у нас сплошь и рядом чихают, кашляют, плюются. Подручных средств не существует, только вакцинация, нет даже специфического лечения от кори.

Справка “КАРАВАНА”

С ноября 2018 г. по сегодняшний день в Казахстане зарегистрировано 13 902 случая заболевания корью. Из них – 7 802 (больше половины) – непривитые дети. С 1 января 2020-го – 1 480 случаев, из них 1 078 – дети до 14 лет, летальных исходов – 1 (в Актюбинской области). Получают лечение 157 больных, 1 322 – завершили лечение.

АЛМАТЫ