Эксперт прокомментировал митинг под антикитайскими лозунгами в Алматы

Эксперт прокомментировал санкционированный митинг под антикитайскими лозунгами в Алматы, передает Caravan.kz со ссылкой на страницу в Facebook китаеведа Адиля Каукенова.

"Вчера, 27 марта, в Алматы прошел санкционированный митинг под антикитайскими лозунгами. Собралось, по разным данным, от 150 до 300 человек. Логика организаторов здесь вполне очевидна: под рупор «свой-чужой» можно привлечь максимально больше народу, а там уже, как говорится, «лиха беда начало». Однако основные лозунги: «Нет китайской экспансии», «Нет китайским инвестициям» и т.п., поэтому необходимо провести фактчекинг этого парадоксального явления, хотя оно имеет мало общего с Китаем, а завязано на внутриполитических процессах в Казахстане и общеэмоциональном восприятии", - написал Адиль Каукенов.

Как отметил эксперт: "Казахстан больше продает в Китай, чем покупает у него, поэтому сальдо товарооборота в нашу пользу".

"В том же 2019 году экспорт составил 54,4 процента, или 7,8 миллиарда долларов, и 45,6 процента, или 6,6 миллиарда долларов, на импорт. С Россией, к примеру, ситуация прямо противоположная, там мы покупаем больше, чем продаем", - привел статистику Адиль Каукенов.

При этом эксперт добавляет, что "с 2013 года по 2020 год доля Китая в валовом притоке иностранных инвестиций в Казахстан снизилась с 9,3 до 4,7 процента".

"В абсолютных цифрах на пике в 2013 году эта цифра составляла 2,4 миллиарда долларов США, далее идет планомерное падение: в 2014-м уже 1,8 миллиарда, в 2015-м - 0,8 миллиарда, в 2016-м – 0,9 миллиарда, в 2017-м - 1 миллиард, в 2018-м – 1,5 миллиарда. То есть уменьшение идет двукратное по всем параметрам и даже близко не может нагнать показатели начала 2010-х. Может быть, потому, что Китай в принципе стал меньше инвестировать? Но нет, опять же сухие цифры безжалостны к мифам. С 2013 года по 2018 год накопленные инвестиции Китая за рубеж выросли более чем в два раза: с 2 триллионов до 4,2 триллиона долларов. А вот доля Казахстана снизилась в этом потоке с 1 до 0,36 процента", - сообщил об официальных цифрах Адиль Каукенов.

"Если говорить о задолженности Казахстана перед Китаем, она тоже уменьшается. Если в 2013 году эта цифра достигала 16 миллиардов долларов, то по итогам 2018 года - 12 миллиардоа долларов. Причем меньше всего долги - это гарантированные государством, а больше всего - взятые частным сектором, что тоже показательно", - продолжил мысль эксперт.

По мнению эксперта, "если говорить о интересе Китая к Казахстану и в целом Центральной Азии, то здесь мы также видим, что, по большому счету, заинтересованность носит весьма локальный характер. В отличие опять от распространённого мифа о огромном интересе Пекина к нашему региону".

"В Ташкенте, например, хорошо понимают, что те же Китай и США, как развитые экономики, активно соревнуются в привлечении инвестиций. Таким образом, в Центральной Азии Узбекистан становится новой точкой притяжения инвестиций, сотрудничества, торговли и трансконтинентальных проектов, идущих в обход Казахстана, что стало закономерной причиной надуманной синофобии", - резюмировал Адиль Каукенов.