Эксперт по аэрофобии: Как теперь летать на самолетах?

Алексей Герваш - летчик со стажем и специалист по помощи людям, страдающим аэрофобией, вылечивший от боязни самолетов более семи тысяч людей, ответил порталу Караван.kz на несколько вопросов, которые возникли у людей после произошедшей ранее авиакатастрофы. Новости о авиакатастрофах заставляют людей нервничать перед полетом больше обычного, а некоторые и вовсе возвращают билеты в авиакассы. Паника - худший выход из данной ситуации, уверен психолог. 

- Как теперь летать?

Эта катастрофа - не первая, и, увы, не последняя. Абсолютно безопасным ни один вид транспорта не бывает. Поезда сходят с рельс, корабли тонут, более того, “брейвики" стреляют в неповинных граждан на улице, жилые дома рушатся, газ взрывается, с машинами случаются ДТП. К сожалению, такова жизнь.

- В России на самолетах страшно летать.

- В РФ, после Казани два с лишним года назад в коммерческих перевозках не пострадал ни один пассажир. Это говорит о потрясающе высоком в стране уровне безопасности воздушного транспорта.  Ни о каком “хаосе” или “беспределе” речь в реальности не идет.  Просто цифры: после Казани за два с лишним года было безаварийно  перевезено около 200 000 000 (!!!) пассажиров только в РФ.  При каком-то “хаосе” или “ужасном положении дел в авиации” это не было бы возможным. Если бы эти бредни были правдой, ежедневно в РФ разбивалось бы минимум по 10 таких бортов.

- Сказали, что самолет был старый, авиакомпания плохой, пилот жаловался на неисправности бывшей жене.

- Возраст самолета не оказывает никакого влияния на безопасность полетов. Увы, кое-кто в РФ  бесконечно педалирует эту тему, наживаясь на страхах и элементарной авиационной безграмотности граждан. Интервью с летчиком Литвиновым – часть этой большой игры больших дяденек. Скажу лишь - никто в авиационной среде ему руку не пожмет. Неисправный самолет никуда не полетит! И точка!  Как и возраст самолета, авиакомпания принципиального влияния на безопасность полетов не оказывают, так как любое несоответствие международным стандартам в области обеспечения безопасности  лишит ее сертификата эксплуатанта.  Стандарты общие, соблюдаются одинаково.

- Это ужасно, падать с высоты и понимать, что все…

- Самолеты с высоты не падают. Свалить А321 в штопор практически невозможно, если не прилагать к этому целенаправленных усилий. В данном случае налицо взрывное, моментальное разваливание самолета. В таком случае происходит мгновенная смерть из-за декомпрессии. Никто ничего не понимает, к земле долго не летят.

- А что там все-таки случилось?

- Строго говоря, делать адекватные предположения о причинах,  не имея данных черных ящиков, – невозможно. В данном случае, очевидно, что самолет разрушился в воздухе, его фрагменты найдены в радиусе 8 километров, что говорит о взрывном характере разрушения. Что послужило причиной – мы не знаем. Мы знаем, что А320/319/321 – это очень распространенный самолет, и ничего в нем не может сломаться так, чтобы взорваться вместе со всем самолетом. Либо именно с этим бортом и именно в этот момент произошла такая поломка, которая НИКОГДА не случалась за десятилетия эксплуатации 7 тысяч подобных самолетов (а это – сотни миллионов рейсов), либо ему помогли взорваться.

Второй вариант более вероятен. Политическая ситуация, операция в Сирии, взятие на себя ответственности ИГИЛ подтверждают гипотезу. Я обычно ничего не предполагаю, пока нет черных ящиков. Но в данной ситуации боюсь, что административный ресурс в очередной раз сработает, и машина пропаганды объяснит людям, что проблема в том, что у нас слишком много перевозчиков, что летают на хламе, что надо запретить маленьких и укрупнить АФЛ, и тогда никогда такого не произойдет. Слишком уж не выгоден теракт и Египту, и РФ, поэтому могу предположить фальсификацию.

Повторюсь: возможно, я не прав, и все же это тот самый случай, когда произошло то, что никогда не происходило.  Редчайший сценарий, стечение факторов и ужасный результат. Такое тоже возможно. К счастью, очень редко! Именно поэтому это вызывает такой резонанс. И, могу вас заверить, авиация, в таком случае, сделает все, чтобы подобное никогда не повторилось.
Да, в небе нельзя полностью исключить подобное. Но его нельзя исключить нигде.  Вот только рисков в авиации гораздо меньше, чем вне ее.