Эксперт: "Астана уже давно заслужила имидж эффективного международного администратора"

В 2024 году в нашей стране пройдет ряд представительных саммитов и форумов. Казахстан будет председательствовать сразу в нескольких авторитетных международных организациях, резюмировал Касым-Жомарт Токаев во время интервью газете Egemen Qazaqstan. Как деятельность республики в рамках диалоговых площадок повлияет на авторитет нашей страны на мировой арене?  Какое место занимает Астана в международной экономической и политической системах? Своё мнение по этим и другим вопросам выразил эксперт Уфимского Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» Алексей Чекрыжов.

- Алексей Владимирович, в интервью Касым-Жомарт Токаев отметил, что у Казахстана конструктивная и сбалансированная внешняя политика и республика продолжит этот курс, при этом обязательно будут учитываться национальные интересы государства. О чём, по Вашему мнению, свидетельствует данное заявление Президента?

- Защита и реализация собственных национальных интересов первична для любого государства. Кроме того, национальные интересы страны существуют не в вакууме. В этом смысле Республика Казахстан сегодня сталкивается с серьёзнейшими задачами защиты своих внешнеполитических и внешнеэкономических векторов. Конечно, наиболее рисковым и определяющим современную конъюнктуру фактором остаётся геополитическая конфронтация России и стран Запада. Республика Казахстан вынуждено лавирует между задачами по сохранению и развитию торгово-экономических и политических взаимоотношений с Российской Федерацией с одной стороны, и важностью сотрудничества с западным блоком с другой. Астана является сильным региональным игроком в мировой экономической и политической системах. Через этот тезис раскрывается и заинтересованность крупных мировых акторов к взаимодействию с республикой. Прошедший год здесь показателен. Казахстан принял участие в нескольких саммитах формата C5+1, не говоря уже о ежегодных плановых мероприятиях множества международных организаций и объединений. Политика многовекторности, которой Казахстан неизменно привержен, оказалась в некоторой степени упреждающей. Это значит, что нет никаких оснований для её трансформации. Собственно, сам Касым-Жомарт Токаев в своём интервью обозначил, что, несмотря на приоритетную поддержку сотрудничества с соседними государствами, для Республики Казахстан важно выстраивать эффективные взаимоотношения со всеми. Но главным всегда будет сохранение национальных интересов. Это и есть баланс, о котором говорит лидер Казахстана.

«Пройдена точка невозврата»: эксперт об интервью Токаева

- Глава государства заявил, что 2024 год будет богат на события. В частности, в РК пройдёт ряд представительных саммитов и форумов. Кроме того, Казахстан будет председательствовать сразу в шести авторитетных международных организациях. Как это, на Ваш взгляд, отразится на развитии нашей страны и повлияет на укрепление взаимоотношений с различными партнёрами республики?

- Отмечу, что в 2024 году Республика Казахстан реализует полномочия председателя в ключевых объединениях евразийского пространства. Так, всё ещё продолжается председательствование РК в Шанхайской организации сотрудничества. Кроме того, с начала года Казахстан вступил в должность председателя в рамках Организации Договора о коллективной безопасности. Список можно дополнить Международным фондом спасения Арала (МФСА) и Совещанием по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Для Республики Казахстан совмещение председательствования в нескольких международных организациях не является чем-то новым. Астана уже давно заслужила имидж и эффективного международного администратора, новатора, и даже потенциального медиатора международных конфликтов. Если рассматривать эти процессы в призме внешнеполитических задач Казахстана, то об основных целях страны Касым-Жомарт Кемелевич говорил ещё в минувшем году. Приоритеты республики раскрываются в использовании роли модератора для укрепления мирного сотрудничества в регионе, обеспечения безопасности и продвижения экономических и культурных инициатив. Казахстан и так выступает в качестве моста для установления диалога между различными странами, способствует формированию международных партнерских отношений. В связи с  возложенной на Астану ответственностью в рамках нескольких организаций сложностей не возникнет.

- Много внимания в беседе было уделено теме январских событий. Какие ключевые моменты, связанные с этим вопросом, Вам особо запомнились из интервью?

- Президент Казахстана довольно открыто и откровенно высказался по поводу причин трагических событий двухлетней давности и их основных интересантов. Касым-Жомарт Токаев уже неоднократно говорил об искусственном характере протестных и последовавших насильственных акций. Однако в недавнем интервью лидер Казахстана также отметил предшествующие события, в числе которых и первичные инициативы по демонополизации экономики, и, ставшее триггером, повышение цен на сжиженный газ, чем воспользовались радикалы и заговорщики. Кроме того, Президент подчеркнул довольно индикативный фактор – подготовка к беспорядкам велась ещё с 2021 года. Это ещё одно подтверждение главной цели насильственных акций в виде подрыва конституционного строя и государственного переворота. Скорее всего, по мере продвижения расследования, будут обнародоваться и новые данные. Тем не менее, главные характеристики январских событий ясны – Казахстан избежал потенциального ужасающего внутриполитического кризиса.

- Как Вы считаете, насколько важную роль сыграла ОДКБ в январе 2022 года?

- Как мне кажется, в абстрактном и субъективном рейтинге значимости всех шагов по деэскалации кризиса января 2022 года, деятельность миссии ОДКБ занимает первую строчку наравне с самим решением властей республики по обращению к союзникам. Мы уже не раз наблюдали, как радикалы и недобросовестные политические силы при поддержке зарубежных интересантов могут отбросить государство в управляемый хаос. Зачастую разрешение таких кризисов по всему миру зависит от воли лидера страны, от возможности власти стабилизировать ситуацию. Однако, если политической и правоохранительной мощи в подавлении насилия не хватает, чаще всего такая страна обречена на государственный переворот, цветную революцию. Возвращаясь к кейсу января 2022 года, надо отметить, что Казахстан не побоялся воспользоваться наднациональными механизмами помощи по линии ОДКБ. Хотя тогда это решение воспринималось неоднозначно. Напомню, что на Западе и вовсе говорили о военном вторжении в Казахстан со стороны ОДКБ. Звучали тезисы о том, что миротворческая миссия является прикрытием, что российский контингент останется в Республике Казахстан. Количество информационных вбросов против Организации Договора о коллективной безопасности зашкаливало. На деле, как и отметил Касым-Жомарт Токаев, миротворческий контингент не произвёл ни одного выстрела и обеспечивал охрану объектов критической инфраструктуры. Это позволило разгрузить силы контртеррористической операции, что стало определяющим в деэскалации кризиса. Спустя пару недель оперативно и досрочно был завершен вывод сил ОДКБ. Оглядываясь назад, очевидно, что все принятые решения для стабилизации ситуации были верны и необходимы.

Президент Казахстана может удивить нестандартными дипломатическими решениями – российский эксперт

- В интервью Глава государства также отметил, что большим событием станет проведение в Казахстане Всемирных игр кочевников. Каким образом запланированное мероприятие поможет укрепить общенациональную идентичность и расширит культурно-гуманитарные связи между братскими народами – наследниками номадической цивилизации Великой степи?

- Всемирные игры кочевников, как мне кажется, являются одним из немногих примеров неполитизированного гуманитарного взаимодействия государств в нынешней картине международных отношений. В условиях, когда мировой спорт представлен дискриминационными барьерами по национальному признаку, а гуманитарное международное сотрудничество находится под диктатом «культуры отмены» целых государств, такие форматы имеют особую ценность. Казахстан, а также в своё время инициировавший игры кочевников Кыргызстан, равно как и другие страны евразийского пространства через подобные мероприятия не только развивают международное сотрудничество, но и сохраняют наследие, традиции, культуру кочевых народов. Хотелось бы, чтобы такие инициативы развивались и экстенсивно, и интенсивно – чтобы аналогичные форматы множились в других сферах.