Эксперименты с молодостью. Правда и мифы о стволовых клетках

О плюсах и минусах трансплантации стволовых клеток мы разговаривали с доктором, координатором международного проекта при Национальном научном медицинском центре РК Данияром ДЖУМАНИЯЗОВЫМ.

Первое, что сразу хотелось узнать: какова степень риска, которому подвергается человек при клеточной терапии?

Мы надеялись, что доктор развенчает мрачные слухи о страшной опасности, которую таят в себе стволовые клетки, и оптимистично заверит: мол, никакой опасности на самом деле нет, что эти чудо-клетки – надежные союзники человека, и бояться клеточных процедур не надо.

Но, увы, Данияр Жуманиязов подтвердил неприятные догадки насчет рака и других осложнений, наступающих в результате бесконтрольного введения в организм человека стволовых клеток. Ключевым в его объяснениях было слово “эксперимент”.

 – В мире медицины идут клинические испытания, их проводят ученые разных стран. Но сейчас часто бизнес-медицина старается побыстрее снять сливки и убеждает своих доверчивых пациентов, что им и печень “нарастят”, и суставы, и нервные ткани восстановят. Виной тому – поспешность, – говорит доктор. – Стволовые клетки только изучаются, их применение в медицине пока всего лишь эксперимент. Да, результаты обнадеживающие, перспективы есть, но спешить нельзя, потому что при новых методах лечения всегда есть риск побочных эффектов. А бизнесмены от медицины торопятся сорвать куш и уже начали активно использовать стволовые клетки в своей повседневной практике. Я сомневаюсь, что пациентам частных клиник или клиентам салонов красоты говорят, что они участники клинических опытов.

– Есть мнение, что именно стволовые клетки сгубили российских актеров Александра Абдулова и Анну Самохину.

– Не знаю, что случилось с российскими актерами, но могу предположить, что, возможно, они проходили так называемые омолаживающие процедуры или, того хуже, лечение раковой опухоли стволовыми клетками. И то, и другое могло содействовать их ранней смерти. Известно, что стволовые клетки не лечат онкологию. НЕ ЛЕЧАТ! – повторил доктор для внятности. – За исключением рака крови. Использование стволовых клеток при раковых заболеваниях является абсолютным противопоказанием. Опухоль – это быстрорастущая регенерирующая ткань, а стволовые клетки стимулируют их рост. Введение стволовых клеток заведомо онкобольному может привести к тому, что он сгорит как свеча.

– Многие хотят омолодиться с помощью этой методики…

– Омоложение – вообще вопрос спорный. Не исключено, что звездным пациентам ввели плохо подготовленные, “загрязненные”, канцерогенные клетки с большой потенциальной активностью к онкоразмножению.

Все возможно, если идти не в официальные клиники, а “левым” путем. Очень много негатива связано с тем, что медицина превратилась в бизнес и зарабатывает на легковерии пациентов, готовых на любой риск ради шанса на исцеление. Пациент не думает о тяжелых, отложенных по времени, последствиях сомнительных процедур. Но врач-то должен думать!

– Еще одна новомодная фишка – увлечение пуповинной кровью. Насколько проверен этот метод?

– Да, пуповинную кровь активно использует бизнес-медицина: “лечат” пациентов с самыми разными заболеваниями нервной, сердечно-сосудистой, костной систем и якобы получают обнадеживающие результаты. Но этого не может быть! Стволовые клетки пуповинной крови по определению не могут стать ни нервной тканью, ни мышечной, ни суставной, ни хрящевой… У них для этого нет сигнала, нет специальных рецепторов.

– То есть ее вообще нельзя применять?

– Ученые ведущих американских университетов доказали, что пуповинную кровь эффективно использовать лишь при заболеваниях крови, в частности, рака крови. Там она “работает”. У нас с ними налажены хорошие связи, есть общий проект как раз по этому профилю. И могу сказать, что пуповинная кровь – уникальный источник стволовых клеток крови, потому что в отличие от клеток взрослого человека они содержат в два раза меньше антигенов и легче подобрать донора.

– Значит, это действенное средство?

– К сожалению, стволовых клеток в пуповинной крови мало, и пролечить ими можно разве что ребенка не старше 12 лет и весом не более 25 килограммов. Правда, недавно американские исследователи нашли способ увеличить их количество, и теперь появилась возможность пролечивать стволовыми клетками пуповинной крови не только маленьких, но и взрослых пациентов. Но, опять же, на эти достижения медиков оперативно отреагировал бизнес, и во многих странах стали открываться дорогостоящие персонифицированные банки пуповинной крови. В Казахстане их пока нет, но я слышал, что одна частная фирма собирается открыть такой банк.

– Но в вашей лаборатории тоже занимаются стволовыми клетками?

– Наша лаборатория не занимается производством клеток, их выделением, культивированием, поскольку это очень сложно, требует больших финансовых затрат, да и зачем, если можно купить качественный “материал”. Мы не стали выдумывать велосипед, а просто подключились к проекту ведущих американских университетов, которые нам предоставляют уже готовые очищенные, безопасные для человека стволовые клетки, а мы имеем очень большой опыт в области их применения.

– Откуда в нашей молодой стране большой опыт?

– Впервые стволовые клетки в медицинской практике были использованы в Казахстане профессором Доскалиевым при лечении цирроза печени в начале 90-х годов в Научном центре хирургии имени Сызганова. В нашем национальном центре эта работа продолжается.

– И сколько пациентов удалось вылечить?

– За время существования нашего центра было пролечено 50 пациентов из Америки, Японии, Эмиратов, Южной Кореи и, конечно, из Казахстана. Чаще всего сюда попадают безнадежно больные люди с заболеваниями нервной системы, травмами головы, спинного мозга, последствиями инсульта и даже были с болезнью Альцгеймера и Паркинсона. В данном случае я говорю о казахстанско-американском проекте, который запустил свои клинические испытания на базе нашего центра в 2011 году.

– Это, наверное, дорого стоит?

– Для казахстанцев лечение проводится бесплатно.

– Чисто практический вопрос: можно ли доверяться салонам красоты, использующим стволовые клетки для омоложения лица?

– Это опасно. Однозначно! Причем причина может быть скрыта как в пациенте, так и в материале, который используется. В результате таких процедур можно легко получить серьезные инфекционные и онкологические осложнения. Первый вопрос: какие стволовые клетки используют салоны? Если клетки клиента, то кто их готовит? Кто проверяет на токсичность, канцерогенность, генетические нарушения, угрозу превращения в раковую опухоль, на дальние перспективы возможных тяжелых последствий?

– А если косметолог уверяет, что все проверено?

– Я сомневаюсь, что в салонах красоты смотрят развернутые медицинские данные клиента, который должен пройти предварительное обследование: анализ крови, скрининговые онкомаркеры, анамнез с результатами наследственной предрасположенности к раку. Опять же, есть ли сертификат на стволовые клетки? Иностранным сертификатам верить нельзя, тот же Китай может подделать что угодно, и качество контрабандной продукции (а это всегда контрабанда) никто не проверяет.

– Со стволовыми клетками люди связывают идею омоложения всего организма. Это реально?

– Больные действительно, становятся как будто моложе – вот такой любопытный выявился побочный эффект имплантации стволовых клеток, и в частных клиниках Китая, России, Украины уже проводятся омолаживающие процедуры. Но бизнес опять идет поперек научных изысканий. В будущем и это возможно, только называться это будет не омоложением, а профилактикой. Например, профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. В наших планах есть совместный с американскими университетами проект проведения клинических испытаний по коррекции фотоповреждений кожи лица и шеи, возникших под действием солнечной радиации. В Америке проект утвержден, а мы – на стадии разработки протокола. Но это не омолаживающие процедуры, а жизненно важные для пострадавших людей.

– Какой-то пессимистичный разговор у нас вышел. Получается, не стоит пока верить в неограниченные возможности медицины?

– Думаю, в перспективе многое будет возможным благодаря стволовым клеткам, в том числе и человеческую жизнь продлить. Интересные заделы есть в Японии, там вырастили трехмерную ткань печени (обычно клетки растут в двухмерном пространстве). Это гениально! Комбинации химии, физики, биологии, эмбриологии, сочетание биоматериалов… за ними большое будущее!

Стволовые клетки были открыты русским ученым А. А. Максимовым в начале XX века и сразу же произвели сенсацию в научном мире. Ученый доказал, что стволовые клетки (или праклетки) – это основной строительный материал организма человека, их основная задача – участие в процессе роста тканей и их восстановлении.

На внутриутробной стадии развития эмбрион человека практически полностью состоит из стволовых клеток, которые постепенно приобретают специализацию, и из них образуются различные органы и ткани организма – мозг, печень, почки, кости, кожа и т. д. Запасы стволовых клеток есть и у каждого взрослого человека, содержатся они в основном в костном мозге. Это – резерв для восстановления тканей при их патологии или повреждении. Особенность стволовых клеток в том, что они способны самостоятельно найти поврежденный участок и восстановить его. Человеческий организм содержит примерно 50 миллиардов стволовых клеток, которые регулярно обновляются. С годами количество таких живых “кирпичиков” сокращается – для них находится всё больше работы, а заменить их некому. Угасать они начинают уже к 20 годам, а к 70 их остается совсем немного. Более того, стволовые клетки немолодого человека не так универсальны – в клетки крови они превратиться еще могут, а в нервные – уже не в силах.

 Астана