С первого сентября в карагандинской школе № 35 продолжат эксперимент по раздельному обучению мальчиков и девочек. Это новшество внедрили в майкудукской школе по инициативе директора и преподавателей.
Предварительно педагоги изучили аналогичные программы кадетского движения в России. После чего согласовали идею с родителями школьников и в городском отделе образования. После того как инициатор затеи Татьяна БАЛГАБЕКОВА перешла работать в школу № 58, которая тоже расположена в карагандинском районе Майкудук, эксперимент внедрили и там.
Дети учатся по специальной программе. Главное отличие экспериментального обучения в том, что начиная с пятого класса ученики – мальчики-кадеты и девочки, которых в школе называют алиинками, – занимаются в отдельных кабинетах.
– Однажды я прочитала статью, в которой обсуждали результаты подобного эксперимента в российской школе, – рассказывает Татьяна Балгабекова. – Там была приведена такая статистика: 95 процентов учащихся до того, как перешли на раздельное обучение, страдали различными заболеваниями. Однако на протяжении шести последующих лет, пока они учились в этой школе, здоровье школьников значительно улучшилось и четче сформировалась гражданская позиция. И мне захотелось применить этот опыт в нашей школе.
Идея зреет и в других городах. В середине сентября в Астане открывается учреждение, правда дополнительного образования, на основе казахских традиций – женский институт культурно-нравственного воспитания “Қазақ қызы”. Авторская программа подразумевает обучение по самым разным направлениям – светское воспитание, манеры, творческое направление, современный нравственно-этический мир.
– Наша задача в том, чтобы воспитать настоящих қазақ қызы – сильных волей, богатых мудростью казахской степи, успешных, образованных, утонченных, элегантных, гордых, хозяйственных и женственных, – такими высокими словами объяснила задачу директор по учебно-воспитательной работе Гаухар МЫСАЕВА.
Кандидат педагогических наук профессор КазНПУ Балайна МАХМЕТОВА считает, что за раздельным воспитанием – будущее:
– Я поддерживаю идею раздельного обучения мальчиков и девочек. Сейчас девушки распускаются, вступают в беспорядочные половые связи или связи до брака. А парни вырастают инфантильными, не могут быть в семье опорой, отсюда разводы, слезы, трагедии... Бывает, что и женщины, и мужчины бросают детей. В раздельных школах девочек и мальчиков должны воспитывать в традициях казахского народа.
У нас при вузе, например, существует целый клуб “Қырмызы қыздар”, где студенткам прививаются навыки нравственного воспитания, основы поведения в обществе, в том числе в отношении мужчин. Ведь, даже приветствуя парня, раньше не принято было бросаться ему на шею, целоваться. От этого и сама ценность поцелуя и сексуальных отношений нивелировалась.
Тема раздельного образования не нова. Если говорить о дореволюционных временах, тогда все образование строилось на раздельном обучении будущих мужчин и женщин. Медресе, женские школы, мужские гимназии… Таковы были установки и традиционный уклад общества.
А что в настоящем?
В Казахстане существуют единичные примеры раздельного обучения – казахско-турецкие лицеи как для мальчиков, так и для девочек, школа имени Бауыржана Момышулы, военные училища. Есть старейший вуз – Казахский женский педагогический институт, в который, впрочем, на некоторые отделения приглашают поступать и юношей.
В качестве положительных сторон апологеты раздельного обучения часто называют гендерные особенности восприятия материала. Мол, девочки и мальчики несколько различаются в своем развитии. В начальных классах, по мнению педагогов, девочки более усидчивые, старательные, но думают они медленнее, им нужно повторять все по нескольку раз. Мальчики же, наоборот, быстрее усваивают материал, но при этом не могут усидеть на месте, поэтому для них важно чередовать занятия умственные с физическими.
И, разделив детей, можно строить учебную программу с учетом их психологических, физиологических и других особенностей.
Еще один аргумент “за”: при раздельном обучении выше успеваемость и меньше нареканий на нарушение дисциплины.
Третий аргумент “за”: ни мальчики, ни девочки не испытывают комплексов по поводу плохих оценок, внешности и других показателей успешности, а вот при наличии рядом, за соседней партой, привлекательных представителей противоположного пола они только усугубляются.
Экономист Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ, сам выпускник казахско-турецкого лицея, – один из сторонников раздельного обучения:
– Во-первых, раздельные школы есть во многих странах. Просто с точки зрения государства кажется, что совместные школы выгоднее из-за затрат бюджетных ресурсов. Это практически единственный аргумент в пользу совместных школ. Но с точки зрения конечного результата и окупаемости выгоднее раздельные школы.
Во-вторых, раздельные школы учитывают особенности мальчиков и девочек и могут подстраивать учебную программу для их удобства. Естественно, исключается риск, что в подростковом возрасте из-за вдруг появившегося интереса к противоположному полу упадет интерес к учебе.
Одним из примеров стран, где раздельное обучение детей сложилось исторически, является Великобритания. И в большинстве случаев это ведущие учебные заведения, такие как Итон, Харроу, колледжи для девочек Челтнем, Роудин и Харрогит. Хотя обычные школьные заведения давно перешли на совместное обучение, “монстры” предпочитают оставаться этакими заповедниками гендерного разделения.
Закавыка вовсе не в том, что они блюдут традиции или изучают только искусство, танцы и ведение домашнего хозяйства. Просто, по глубокой убежденности директоров учреждений, девочки обучаются быстрее мальчиков, а присутствие за партами и мальчиков, особенно в период полового созревания, значительно мешает усвояемости учебного материала. Например, выпускницы колледжа для девочек Харрогит потом преспокойно могут поступать в ведущие университеты мира и успешно изучать инженерное искусство, математику и медицину.
Примерно такой же подход в учебных заведениях Австралии.
А в Швеции, наоборот, в стремлении нивелировать половые различия дошли до крайностей: в некоторых школах детей учат не различать друг друга по полу. Запрещено говорить “он” или “она”.
И то и другое для нас непривычно и, в общем-то, мало приемлемо. А значит, нужно создавать собственные стандарты в раздельном образовании. Где поднабраться опыта? И на чем его строить? Что учесть?
Недавно в социальных сетях завязалась дискуссия по поводу раздельного обучения. Мнения разделились. Одни пользователи выражали сомнение в том, смогут ли разделенные ученики в будущем полноценно общаться с противоположным полом.
Другие – в их числе были и родители, и сами выпускники тех же казахско-турецких лицеев – высказали мнение: мол, никаких таких проблем у них не возникало.
Психоаналитик Анна КУДИЯРОВА не считает раздельное обучение панацеей от будущих проблем в семейной жизни.
– Думаю, что сторонникам раздельного обучения не хватает знаний по психологической практике и психоанализу. Ко мне приходят мужчины и женщины с различными проблемами, и о многих выпускниках, раздельно обучавшихся в тех же лицеях и училищах, я знаю, наверное, больше, чем их ночные воспитатели и няни, – ведь во многих заведениях предполагается и постоянное проживание в общежитии.
Бог или природа создают нас такими, что у нас время от времени накапливаются гормоны, которые требуют разрядки. И если нет рядом лиц противоположного пола, то “любовь” вполне может оказаться и однополой. Среди моих клиенток были такие примеры: они пришли ко мне потому, что не могли построить нормальные, серьезные отношения с мужчинами, так как в годы отрочества, в замкнутом пространстве школы познали любовь со своими одноклассницами.
Поэтому, если мы хотим подготовить мальчиков и девочек к жизни с привычной ориентацией, к созданию нормальной семьи, у них должен быть опыт совместного общения с детства. Девочка должна знать, что такое истинный джентльмен, маленький кавалер. А мальчик – что такое хрупкая, нежная девочка, настоящая леди. А еще, перефразируя Антона Макаренко, нужно сказать, что должна быть в школе пусть даже глупенькая, но очень красивая элегантная учительница, которая станет эталоном для подражания у девочек, и учитель-мужчина – пример мужественности для мальчиков. И в этом смысле я даже за дискриминацию в пользу мужчин-учителей – их должны привечать в школах, платить им достойную зарплату, и тогда гендерный баланс будет частично восстановлен.
Руководитель общественного фонда “Улагатты жануя” Марианна ГУРИНА, как выяснилось, – праправнучка профессора Института благородных девиц:
– Моя мама обучалась в женской гимназии, а потом в пединституте Алма-Аты. Она вспоминала замечательных педагогов, ссыльных профессоров Санкт-Петербурга, своих удивительных подруг, субботние вечера, на которые приглашались мальчики из мужской гимназии. К встрече готовились с особой тщательностью – хотелось удивить, поразить. Поэтические вечера, танцы, прихорашивание перед зеркалом... Это так романтично!
Говорят, что матриархат не за горами. А оно нам надо? Думаю, пора осознать и принять эпоху ренессанса. Возрождать потерянное. Мы строили, строили и наконец-то осознали: женщина в обществе с легкостью возлагает на себя проблемы свои, детей, мужа. Она не задумывается о том, скажет ли ей спасибо ребенок, рожденный не в браке? Сможет ли он впоследствии стать гармоничной личностью, не видя примера отца? Соглашусь, джигиты обмельчали, и красавицы занимают поголовно их места в седле автомобилей. Время диктует новые принципы. Но есть непреложный закон – создания Адамы и Евы, их обязательств и правил. Нужно возвращаться к истокам. Воспитывать мальчиков и девочек в традициях и законах, предначертанных свыше. А раздельно это будет или вместе? Не суть важно.