Островок демократии, наиболее продвинутая центрально-азиатская страна в проведении демократических реформ, самая демократическая республика в Центральной Азии, - такие эпитеты звучат в адрес Кыргызстана.
Но, являясь пионером в области демократических реформ, республика столкнулась с невероятными экономическими проблемами, которые все отчетливее напоминают правительству о необходимости проведения радикальных преобразований в стране.
Так, согласно данным Министерства экономики и финансов Кыргызской Республики внешний долг страны на 28.02.2006 года составил 1 851,4 млн. долларов США.
По итогам 2005 года внешний долг составил 77,6 % от ВВП, обслуживание внешнего долга 12,3 % от общих доходов бюджета.
Излишняя величина внешнего долга негативным образом влияет на экономический рост любой страны, и Кыргызстан не стал исключением. В результате чего сложившаяся нелицеприятная картина, в первую очередь, повлияла на снижение интересов потенциальных инвесторов к данной стране.
Это значит, что для КР подобный тренд не может остаться без последствий как для экономики, так и для состояния всех институтов государственного управления и могут проявиться следующие негативные моменты:
затруднение в процессе обеспечения финансирования социальных обязательств государства;
уменьшение возможности для сокращения бедности;
замедление экономического роста страны;
рост безработицы на фоне увеличения трудоспособного населения страны;
рост недовольства среди населения в отношении проводимой/отсутствия политики, направленной на улучшение экономической ситуации в стране;
массовые волнения, организованные группами влияния в своих корпоративных интересах.
В связи с этим Бишкек планирует рассмотреть следующие меры, способные в среднесрочной перспективе изменить сложившуюся в республике ситуацию в лучшую сторону.
Речь идет о двух возможных инициативах со стороны Правительства Кыргызской Республики в данном направлении:
меры, направленные на присоединение Кыргызстана к программе ХИПИК (HIPC);
шаги по списанию многостороннего долга Кыргызской Республики (MDRI).
Программа ХИПИК (HIPC-Heavily Indebted Poor Countries Initiative) является единственной международной согласованной программой для предоставления всестороннего сокращения бремени долга для бедных стран с высоким уровнем задолженности. Участие в данной программе является добровольным как для кредиторов, так и стран-задолжниц.
Что же касается инициативы по списанию многостороннего долга Multilateral Debt Relief Initiative (MDRI - Multilateral Debt Relief Initiative берет свое начало с саммита "Большой восьмерки", прошедшем в 2005 году в Шотландии), то основная мысль заключается в том, что страны, которые достигли стадии завершения в рамках программы ХИПИК, могли бы получить 100% сокращение долга перед MAP и МВФ.
Несмотря на вполне реальные плюсы от реализации программы ХИПИК и инициативы по списанию многостороннего долга, эта идея на сегодня является наиболее обсуждаемой среди экономистов и политиков Кыргызстана.
Наиболее частыми по этой теме вопросами являются следующие:
Насколько эффективна и выгодна Кыргызстану реализация программы ХИПИК?
Как сильно Кыргызстан, будучи участником программы ХИПИК, сможет избежать экономическую, а в дальнейшем, и политическую зависимость от стран-участниц верхнего уровня (стран, которые занимаются аннулированием внешнего долга участников данной программы)?
Как повлияет участие Кыргызстана в программе ХИПИК на внутриполитическую и социально-экономическую ситуацию в стране?
Насколько позитивно или негативно отразится на имидже Кыргызстана участие в данной программе?
К чему придет Кыргызстан после завершения участия в данной программе?
По данным направлениям в настоящее время проходит большое количество дискуссий, где наравне с мнением о молниеносном решении экономических проблем внутри страны и фактически уходе республики от дефолта (в случае участия в ХИПИК), можно услышать и о набирающем обороты центробежном процессе, который с легкой подачи в виде участия в ХИПИК может вообще поставить под сомнение вопрос существования Кыргызстана, как суверенного государства.
Есть мнение, что принятие на государственном уровне решения о необходимости вступления Кыргызстана в ХИПИК будет означать признание в неплатежеспособности страны и ее бессилии по отношению к выполнению своих обязательств.
И, что является наиболее неприемлемым, - это закрепление де-юре полномочий за министерствами и ведомствами Кыргызстана, в то время как де-факто управлять экономическими процессами, по большому счету будут различные международные и межгосударственные финансовые институты, чьи рекомендации в проведении тех или иных реформ будут носить обязательный характер.
Хотя, в действительности, принятие участия или игнорирование программы ХИПИК является вопросом риторическим, так как в настоящее время Правительство Кыргызстана уже исчерпало свои возможности в направлении оздоровления социально-экономической ситуации внутри страны и уменьшению внешнего долга перед своими международными кредиторами.
Так что, в данном случае стоит больше вопрос не принятия или непринятия участия в программе, а затрагивается более интимная тема - сможет ли правительство Кыргызстана поступиться своими полномочиями в угоду процветанию страны или амбиции чиновников в очередной раз возьмут верх над их же гражданской позицией?
Ведь соотечественники-то сегодня стоят одной ногой за чертой бедности…