Экономическое будущее Центральной Азии глазами экспертов "Большой" Азии

Это вполне объяснимо: несмотря на евразийский характер Казахстана, несмотря на включенность республик региона в экономические и транспортные схемы стран пространства бывшего СССР и растущую, хоть и медленно, интеграцию с Европой, регион был и остается частью Азии.
А учитывая рост экономик Китая и Индии, это, восточное и юго-восточное направление в нашей внешнеполитической и экономической деятельности будет только расти.
Поэтому абсолютно логично, что Азиатский Банк Реконструкции и Развития проводит системные изучения экономического будущего Казахстана и Центральной Азии (методика АБРР включает в этот регион кроме Казахстана и четырех постсоветских республик Азии также и Азербайджан).
Итоги одного из таких исследований, "Центральная Азия в 2015 году", были на этой неделе представлены в Алматы.
Первое, что отмечено в нем - рост ВВП во всех исследуемых странах с 1997 года. Правда, Казахстан поставлен экспертами Азиатского банка лишь на четвертое место из шести по темпам, однако, зная ситуацию в регионе изнутри, этим фактом можно не слишком огорчаться.
Лидером по темпам прироста ВВП значится Туркмения (более 20% за 2002-2004 годы), что явно заставляет относиться к этой оценке осторожно. Об особенностях статистического учета у некоторых наших соседей эксперты знают давно. Также у людей, представляющих реальные процессы в регионе, не может не вызывать сомнения утверждение о том, что наиболее быстрыми темпами уровень бедности сокращается в Киргизии и Таджикистане (хотя отмечены серьезные успехи и Казахстана в этом процессе).
Зато отечественное лидерство в ряде других, более осязаемых, конкретных показателей, отчет АБРР подтверждает. Так, по объемам экспорта промышленной продукции на душу населения Казахстан далеко обошел все страны региона (оценки Банка основываются на статистике 2003 года, более новых у АБРР нет, как ни странно, но они вполне отражают и текущие тенденции).
В Казахстане этот показатель - 142,1 доллара, у следующего за нами Туркменистана - 46,9. "ВВП на душу населения почти удваивается в Казахстане", - отмечено в исследовании.
В целом при взгляде на его выводы, вновь становится очевидным лидерство Казахстана во всех базовых направлениях развития. Однако, как видят в АБРР будущее?
Основное, с чего следует начать, это то, что эксперты банка склонны рассматривать перспективы всего региона, в той же связке, в которой они анализируют и день сегодняшний. В этом видно если не принципиальное, то по крайней мере, методологическое расхождение с доминирующим взглядом в Казахстане.
У нас, как известно, не принято слишком обращать внимание на соседей при оценке собственного экономического развития. Это оправдано, если видеть степень разницы в реформировании, в развитии базовых сфер экономики. Наверное, это не всегда правильно, если помнить неизбежность определенных интеграционных усилий на региональном уровне, объективную узость внутреннего рынка Казахстана и необходимость доступа на внешний, региональный, для того, чтобы иметь шансы развивать свою перерабатывающую промышленность. Вообще, вопрос для дискуссий здесь есть, но так или иначе, Азиатский банк смотрит на регион.
Согласно его прогнозу, в последующие три года темпы экономического роста в странах Центральной Азии составят 9% в год, что будет достигнуто в том числе и с опорой на ценные ресурсы Центральной Азии, из которых в документе отмечаются нефть, газ, хлопок и золото.
Нетрудно заметить, что в той или иной мере все они представлены в Казахстане, а по нефти республика доминирует в регионе. Таким образом, резерв роста на краткосрочную перспективу практически гарантирован. Вопрос в том, что дальше?
Определение экономического будущего региона на перспективу в десятилетие представляет собой очень сложную задачу, отмечают эксперты АБРР. Очень многое будет зависеть от цен на мировых сырьевых рынках, особенно для экспортирующих сырье стран Центральной Азии - Казахстана, Азербайджана, Узбекистана и Туркмении.
И хотя возможность резкого понижения цен представляется им маловероятной (не удивительно - в "большой" Азии расположены две самые быстрорастущие экономики мира, китайская и индийская), все же они ее не исключают.
Но по-любому, главным фактором развития стран региона эксперты АБРР считают внутренний, то есть политику экономических реформ, под которыми понимается в первую очередь согласованное вступление в ВТО, меры по повышению конкурентоспособности собственной перерабатывающей промышленности, развитие транспортной инфраструктуры, развитие кооперации на уровне региона.
Эксперты выделяют три возможных сценария, от форсированных реформ до их очень медленного развития, фактически свертывания. В случае "плохих" реформ предполагается, что в Казахстане, как и в других странах региона, живущих за счет экспорта нефти и газа, произойдет снижение роста ВВП от 1% и более процентов, ослабнет работа по снижению энергетических потерь.
Но этот вариант не является неизбежным, в докладе отмечается, что "скорее всего, будущий курс экономического развития стран Центральной Азии будет характеризоваться сочетанием умеренных политических реформ, скачкообразного регионального сотрудничества и фактически отсутствия политики повышения конкурентоспособности промышленных предприятий".
То есть, некий срединный вариант. И он, нельзя не отметить, делает более актуальным для Казахстана вопрос: насколько все же сильным должен быть у нас вектор интеграции с южными соседями, при объективной ее неизбежности?