Экономическая статистика: итоги промежуточные и противоречивые

Данные, как не трудно было предположить, в целом позитивны, подтверждают тенденции последних лет роста экономики во всех основных ее направлениях.
Но столь же традиционны и проявления противоречий, на протяжении долгих лет свойственных отечественной экономической и социальной сфере.
Рост промышленного производства в первом квартале 2005 года продолжался, однако он стал меньше, чем в начале года и меньше, чем ожидалось. Главная причина этого - пожар в одном из цехов Карагандинского металлургического комбината. И эта история очень ярко демонстрирует системные проблемы отечественной экономики, не устойчивость ее развития.
Как иначе можно охарактеризовать экономическую систему, в которой временное выбытие даже не одного предприятия, пусть даже и очень крупного, а одного из цехов на предприятии, отражается на длительный период на всех промышленных показателях страны?
При этом доля Карагандинского металлургического комбината в промышленности страны составляет 5,7%, а по Карагандинской области - 43%.
Поэтому снижение промышленного производства в этом регионе из-за пожара составило 82,7%. Это - свидетельство сохраняющейся зависимости всей экономики, особенно ее промышленного развития, от сырьевой составляющей.
Перерабатывающие отрасли, несмотря на безусловное их развитие, не наработали до сих пор такого потенциала, который бы свидетельствовал об их устойчивом развитии.
Похожий по сути пример представляет ситуация в животноводстве, где идет некоторый спад темпов прироста по отношению к показателям аналогичного периода прошлого года. Причина, как объясняют эксперты, в том, что в этом году была затяжная зима. Но интересно следующее: из года в год наблюдается рост поголовья скота, и в то же время все больше проблем с заготовкой кормов.
"Возможности крестьянских хозяйств снижаются; старая техника уже изношена, новую купить трудно, и каждый год все меньше собирается кормов", - так объяснил ситуацию первый заместитель председателя Агентства по статистике Юрий Шокаманов.
Поэтому забой скота идет более ранний, смещаясь на начало года, как было в этой зимой из-за сильных холодов. Но в такой ситуации можно ли говорить об устойчивом росте поголовья скота? Где уверенность, не говоря уже о гарантиях, что несколько холодных зим подряд, вроде нынешней, не сведут "на нет" этот рост?
Тем более, что стоит помнить две следующие вещи. Казахстан расположен в так называемой зоне рискованного земледелия, где о стабильности высоких урожаев говорить не приходится (вспомним опасно низкий урожай 1998 года!).
И второе - вскоре вступление в ВТО, с весьма неясными для сельского производителя перспективами. Все это не дает оснований для спокойного и уверенного взгляда на перспективы сельского хозяйства страны.
Несколько неожиданно, что при сохраняющемся экономическом и промышленном росте, относительно невысок рост темпов перевозок на транспорте.
Перевозки грузов росли более низкими темпами, чем предполагалось, признали специалисты Агентства.
Рост в первом квартале всего на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В том числе на 4,7% - железнодорожным транспортом, на 1,4% - воздушным. Вообще транспортная сфера дает наиболее яркие примеры противоречий в развитии.
Доля его в ВВП страны в 2004 году составила 10,4%. Это значительный вклад в экономику страны, и в сферу занятости - списочная численность наемных рабочих в этой сфере - 179 тыс. человек.
Инвестиции в основной капитал в отрасли составили Т 116 млрд. в 2004 году. Но в то же время статистики отмечают, что при росте парка легковых автомобилей и автобусов, грузовых машин по сравнению с 1995 годом в республике до сих пор меньше.
А в железнодорожном транспорте до сей поры не восстановлен парк локомотивов - количество его единиц снижается. Есть рост на 22% парка пассажирских вагонов, но сокращается количество грузовых - списываются за ветхостью, а в силу их высокой цены, замена не происходит быстро.
Сократилось по сравнению с 2003 годом и количество грузовых судов (интересно, что одновременно идет расширение мощностей порта Актау! - не совсем логично), а также трамваев и троллейбусов - экологически чистого транспорта. Как же так? Как может транспортная сфера показывать рост в целом и рост инвестиций при сокращении таких важнейших компонентов, как железнодорожные локомотивы, грузовые вагоны и суда, не восполненном парке грузовых машин?
Заместитель директора департамента статистики услуг Агентства РК по статистике Елена Антоненко так прокомментировала этот вопрос:
- Мы видим увеличившиеся объемы инвестиций, но они вкладываются в строительство новых предприятий, например, трубопровода, который будет идти в Китай. Улучшается работа актауского морского порта - в основном в эти проекты. Конец цитаты.
Вот вам и еще одно, очередное подтверждение зависимости и сориентированности роста отечественной экономики, и производственной ее сферы, и инфраструктуры от экспорта сырья…