Экологические задворки

Суммы средств, выделяемых производственными компаниями на экологию, с каждым годом уменьшаются. На одном из последних заседаний Атырауской областной комиссии по охране окружающей среды констатировалось, что многие природоохранные планы выполняются лишь частично или они вообще неэффективны. Так, по данным начальника областного управления природных ресурсов и регулирования природопользования Ерболата УМАРОВА, на экологию в компании “НКОК” запланировали 17 мероприятий на сумму 7,6 миллиарда тенге, а осилили 5,9 миллиарда:

На экологические деньги проводились испытания закачки бурового шлама в подземный пласт. На Западном Ескене частично построены площадки утилизации жидких отходов. На морском месторождении смонтированы системы обратной закачки сырого газа в пласт при высоком давлении и с высоким содержанием сероводорода. В природоохранные мероприятия компания “НКОК” включила покупку танкеров и барж для сбора и доставки сточных вод и твердых отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности. В “НКОК”, как и на других предприятиях, в план мероприятий включили те работы и исследования, от которых не последовало положительных эффектов.

К слову, в компании не пожалели денег на тюленей. При запланированных 70 миллионах тенге освоено 228,4 миллиона, то есть – 326 процентов. Но какова цель исследования морских животных? Неужели компания тюленей подкармливает? А ларчик просто открывается. Места концентрации каспийских тюленей изучаются для того, чтобы суда, привлеченные к выполнению Северо-Каспийского проекта… не наехали на колонии зверьков. Возникает резонный вопрос: почему все-таки каспийские тюлени гибнут? Точно сказать никто не может.

Другая болевая точка – при распределении средств из госбюджета для решения экологических проблем денег по областям республики выделяется намного меньше, чем собрано ими в своих регионах. Директор общественного фонда “Центр бюджетного анализа и экономического мониторинга” Улугбек ТНАЛИЕВ рассказал, какую пищу для размышлений дал в 2012 году проект “Мониторинг расходов государственного бюджета на охрану окружающей среды в западных регионах Казахстана (Актюбинская, Атырауская, Мангистауская и Западно-Казахстанская области)”:

В сфере получения, распределения и использования экологических платежей есть немало вопросов. Необходима прозрачность бюджетной системы в части получаемых средств от экологических поступлений и расходов на охрану окружающей среды. Платежи за ее загрязнение в четырех добывающих областях составили в среднем за период 2009–2012 годы 53 процента от всех поступлений по этим платежам. Неправительственные организации предлагают ряд конкретных рекомендаций, среди которых – увеличение расходов на экологические мероприятия к 2020 году до 1 процента ВВП, повышение прозрачности инвестиций крупных предприятий природопользователей в охрану окружающей среды.

Независимый эколог, руководитель НПО “Каспий Табигаты” Махамбет Хакимов высказывает предложения, что средства, собранные как экологические платежи за использование воды, лесов, заповедников, охоты и др., должны оставаться в регионах:

Собранные деньги со штрафов за загрязнение окружающей среды (кстати, они намного больше остальных) должны оставаться в регионе, так как они – не доход, не бонус, не прибыль. Они выплачены природопользователями за то, что отравили людей и природу. Поэтому должны идти на ликвидацию урона, нанесенного окружающей среде.

Атырау