В феврале общественники Восточного Казахстана поинтересовались у министра окружающей среды и водных ресурсов Нурлана КАППАРОВА, когда же переселят людей из промышленной санитарно-защитной зоны, ликвидируют радиоактивные пятна, узаконят систему автоматического контроля за атмосферой?
Ответ ведомства, мягко говоря, обескуражил. Например, ликвидация пятен радиоактивного загрязнения, по словам вице-министра Талгата АХСАМБИЕВА, это компетенция Комитета по атомной энергии, а необходимость переселения людей из-под труб металлургических предприятий – вовсе под вопросом. Чиновник так и написал: никто не доказал, что там жить опасно.
– На ответственных совещаниях с участием министра Каппарова принято решение о внедрении автоматизированной системы экологического мониторинга (РАИСПЭМ), – дал комментарий директор областного центра экологической безопасности Геннадий КОРЕШКОВ. – В областном центре систему смонтировали, запустили, но в министерстве теперь заявляют: оборудование “не то”. Как это понимать?
А ларчик, похоже, просто открывался. Как следует из официального ответа вице-министра окружающей среды Ахсамбиева, два года назад министерство потратило бюджетные деньги на 26 постов автоматического мониторинга воздуха. В 2013 году – еще на 4 станции HORIBA (производство Германия, Япония). Ясно, что речь идет о сотнях миллионов тенге. И, похоже, чиновникам куда больше по душе эти дорогостоящие длинные бюджетные программы, чем скромная сумма на работу уже готовой РАИСПЭМ.
– В 2012 году Министерство окружающей среды и водных ресурсов (МОСиВР) упустило срок подачи бюджетной заявки на ликвидацию радиационных пятен в Усть-Каменогорске, – с возмущением отметил Геннадий Корешков. – В 2013 году республиканская бюджетная комиссия поручила ему подготовить общую потребность в аналогичных работах по всей республике, но это поручение в ведомстве проигнорировали. В январе МОСиВР заверило акимат Восточного Казахстана, что взялось за такой комплексный план. А сейчас нам заявляют, что это – дело Комитета по атомной энергетике!
К слову, специалисты-атомщики удивлены трудностями с дезактивацией пятен в Усть-Каменогорске. В письме центру экологической безопасности они заявили: вывоз зараженной земли – всего лишь технический процесс, нужны только средства для захоронения зараженного грунта.
А пока в ведомстве Нурлана Каппарова жонглируют понятиями и сроками, жители Усть-Каменогорска продолжают жить в опасных условиях.
Усть‑Каменогорск