Буквально на прошлой неделе заместитель председателя Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Талгат Момышев в очередной раз пытался разъяснить правила перехода на Евро-2. По его информации, по новым требованиям продукцию выпускает только Павлодарский НПЗ. А Шымкентский и Атырауский заводы перейдут на европейские стандарты только с 1 января 2010 года. А на вопрос: “Почему же требования сначала ужесточаются для автовладельцев, а только потом для нефтепереработчиков?” – в комитете ответить не смогли, сославшись на план модернизации НПЗ, который курирует другое Министерство – энергетики и минеральных ресурсов.
Мнение ученого: топливо не соответствует стандартам
– Вроде бы все эти годы чиновники говорят о вложении огромных средств в НПЗ, но ничего не сделано за почти 18 лет независимости Казахстана, – убежден главный научный сотрудник Института экономики Министерства образования и науки доктор экономических наук Олег ЕГОРОВ. – Пока не будет проведена нормальная реконструкция нефтеперерабатывающих заводов, говорить о каких-либо нормах Евро-2, а тем более Евро-3 или Евро-4, просто невозможно. Если говорить о текущем 2009 годе, то наше топливо не удовлетворяет никаким стандартам.
По мнению ученого, в настоящий момент только Атырауский НПЗ после длительной реконструкции способен выпускать нефтепродукты европейского стандарта. Но достанется ли качественный бензин и дизельное топливо казахстанцам – большой вопрос. Экспортировать такой продукт намного выгоднее, чем поставлять его на внутренний рынок. А вот к качеству продукции Павлодарского и Шымкентского заводов Олег Егоров относится скептически:
– Павлодарский и Шымкентский заводы строились под определенные образцы тюменской и сибирской нефти, собственно, под них и подводили все оборудование. Но Советский Союз развалился, сибирской нефти сначала вообще не было, сейчас она идет небольшими порциями. Мощности завода надо было чем-то заполнять, и пошла мангышлакская нефть, которая не приспособлена под ту технологию… На Атырауском заводе какую только нефть не перерабатывают: бузачинскую, тенгизскую, староэмбинскую. Когда такой конгломерат разной нефти идет в переработку, то мы никогда не получим качественный продукт, потому что необходимо настроить огромное количество дополнительных установок для удаления металлов, парафина и которые смогут выпускать масла.
Казахстанская нефть, как и любая другая, имеет свои особенности. Мангышлакская – высокопарафинистая. Тенгизская содержит много ядовитых сернистых соединений, а кумкольская имеет довольно большое содержание парафина. Но все это нефть очень высокого качества, и при хорошей очистке и переработке из нее может получиться качественный продукт.
– Есть у заводов специальные установки по очистке, но это не означает, что тот же парафин не попадает в бензин или дизельное топливо, – утверждает Олег Егоров. – Это в значительной мере ухудшает качественные характеристики топлива, плохо действует на двигатели, что приводит к ухудшению экологических показателей выхлопов.
К евронормам еще бы евроконтроль
Совершенно другое мнение о качестве продукции НПЗ мы услышали от людей, занимающихся экспертизой нефтепродуктов.
– В основных требованиях к характеристикам топлива, согласно Техническому регламенту о требованиях к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автотранспортных средств, ужесточены нормы экологических показателей, такие как содержание серы, свинца, бензола. Автобензин, поступающий с Атырауского НПЗ и “Петроказахстанойлпродакт”, то есть Шымкентского НПЗ, выпускается по техническим условиям ТУ 38.001165-2003. Нормы этого стандарта России по содержанию свинца, серы, бензола соответствуют требованиям Евро-2, – пояснила директор независимого центра экспертизы нефтепродуктов ORGANIK Акмарал КАЛМУРАТОВА. – Павлодарский НПЗ выпускает продукцию по своим стандартам, однако фактические данные результатов анализа автобензинов соответствуют требованиям Евро-2. На сегодняшний день наши заводы в состоянии производить бензин, соответствующий нормам Евро-2. Другой вопрос, дойдет ли качественное топливо до потребителей.
Сегодня очень сложно давать какую-то общую оценку качеству нефтепродуктов. Нет единой государственной системы контроля и четких требований по контролю качества поступающих, хранящихся и реализуемых нефтепродуктов. Как и нет системы, которая адекватно оценивала бы существующее положение вещей: какое топливо продается, не происходит ли его подмена?
– По результатам проверок качества нефтепродуктов на АЗС Алматы в 2003–2007 годах свыше 30 процентов проб по разным показателям не соответствовали заявленной марке топлива, – отметила Акмарал Калмуратова. – Но эта цифра не соответствует реальному положению вещей. Почему? Мы проверяли качество бензина, реализуемого на АЗС раз в месяц, и из-за недостаточного финансирования качество определялось по трем показателям: в автобензинах – по октановому числу и содержанию свинца, а в дизтопливе – по содержанию серы, хотя с каждым годом расширяется объем испытаний, включая экологические показатели.
Фальсификация – на всех уровнях
Во время проверок, которые по заказу Алматинского акимата проводило ТОО ORGANIK, было выявлено немало красноречивых фактов. На одной АЗС весь ассортимент автобензина не только не соответствовал нормам по октановому числу, но его качество было ниже и заводских норм низкооктанового бензина. В ходе мониторинга были обнаружены злостные нарушители, реализовывавшие незаводскую продукцию: под маркой автобензина АИ-85, АИ-80 октановые числа показали 76 и 75 соответственно. Причем факты продажи суррогата были выявлены на этой АЗС не один раз. Эти партии бензина выработаны не заводами-изготовителями, а получены кустарным способом.
Фальсификация бензина может происходить на разных этапах. Для выявления, на каком этапе теряется качество реализуемого автомоторного топлива, были отобраны и проанализированы пробы с резервуаров отдельно взятых нефтебаз, находящихся в городе.
– Проба автобензина, отобранная с резервуара нефтебазы крупного оптового поставщика, соответствовала требованиям нормативных документов по октановому числу, – рассказала Акмарал Калмуратова. – Однако результаты мониторинга на АЗС показали, что существуют факты реализации на нескольких заправочных станциях одновременно одной и той же марки автобензина с одного и того же НПЗ и с одним и тем же несоответствием.
Получается, что пока не будет четкого контроля за качеством нефтепродуктов – на самих заводах во время их транспортировки и реализации – никто не сможет гарантировать, что в бензобаки будет заливаться евротопливо. Контролировать же работу производителей, перевозчиков и автозаправочных станций правительство, похоже, не собирается. Взять хотя бы пример благополучного, казалось бы, в этом отношении Алматы. Здесь ежегодно акимат проводит тендер, определяет независимую компанию, которая хотя бы раз в месяц делает экспертизу продаваемого на АЗС топлива. Но если прежде контроль качества нефтепродуктов на АЗС проводился с начала года, то в этом году мониторинг планируется начать только с июня...
Видимо, газовать “по-европейски”, а главное – расплачиваться за это будут, как всегда, обычные граждане, вынужденные “убивать” свои автомашины некачественным топливом.
Официальный ответ
По данным Министерства энергетики и минеральных ресурсов, в I квартале 2009 года добыча нефти и газового конденсата составила 18,2 миллиона тонн.
Переработано 2585 тысяч тонн нефти и произведено: бензина – 585 тыс. тонн, дизельного топлива – 803 тыс. тонн, мазута – 646,5 тыс. тонн, авиакеросина – 65,4 тыс. тонн.
Экспорт нефти по предварительным данным составил 17,2 миллиона тонн.
В тему
О реконструкции НПЗ и о том, что буквально через год-два казахстанские заводы будут полностью обеспечивать внутреннюю потребность в качественных горюче-смазочных материалах, говорится давно. Последние планы министерства озвучил в начале года министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев:
– В плане на 2009–2015 годы предусмотрена модернизация существующих нефтеперерабатывающих заводов. – На сегодняшний день проектная мощность отечественных НПЗ по переработке нефти составляет 14,5 миллиона тонн, но фактически она еще меньше. В 2009 году объемы переработки нефти составят 13,5 млн. тонн, а к 2015 году после модернизации – 17 млн. тонн.
По информации министра, после реконструкции Атырауский нефтеперерабатывающий завод увеличит объемы переработки с 4 млн. 300 тыс. тонн до 5 млн. тонн. На это потребуется около двух миллиардов долларов инвестиций. Шымкентский НПЗ увеличит объемы переработки нефти на 800 тыс. тонн, а Павлодарский – на 1 млн. тонн. Инвестиции же составят 680 млн. и 570 млн. долларов соответственно.
Анна Павлова, Тахир САСЫКОВ, фото