Эхо “хоргосского дела”

На 43 подсудимых – 305 лет лишения свободы

Напомним: коррупционный скандал, предопределивший громкий “хоргосский процесс”, разгорелся в 2011 году. Финансовая полиция путем проведения сложных оперативных мероприятий выявила на таможне целое организованное преступное сообщество (ОПС).

И спустя почти два года, 20 июня 2013 года, на скамье подсудимых оказались 45 обвиняемых, 42 из которых находились под арестом, а в отношении 3 была избрана мера пресечения – подписка о невыезде. Судебный процесс длился целый год. Главных фигурантов приговорили к длительным срокам заключения. Талгата Кайрбаева – к 16 годам лишения свободы, Бахыта Отарбаева – к 13, высокопоставленных сотрудников КНБ полковника Талгата Жакаева и подполковника Ирлана Абдрахманова – к 17 и 16 годам, экс-главу департамента таможенного контроля по Алматинской области полковника Курманбека Артыкбаева – к 14, Бахытбека Курманалиева – к 16, а остальные получили от 10 до 3 лет. Двое подсудимых отделались 2 годами условно. Хоргосское дело: “Внедренный” свидетель

Каждый занимался своим делом

Теперь на такое же условное наказание, видимо, рассчитывают и Дмитриенко с Малибаевым и Умбетбаевым. За что же их осудили?

Все трое обвинялись по одной и той же статье 209, ч. 3, пп. “а," "б” УК РК – “экономическая контрабанда” (в редакции 16.07.1997 г.). В приговоре суда указано, что они “неоднократно перемещали через границу Таможенного союза в особо крупном размере товары и иные предметы”. Причем грузы или вообще не декларировали, либо декларировали, но указывали в таможенных документах недостоверную информацию.

Вкратце их преступную деятельность можно описать таким образом.

Главный специалист таможенного поста “Алатау – ЦТО” Дмитриенко с апреля 2009 года по март 2010 года являлся старшим по залу таможенного оформления. Туда его назначило начальство. Используя служебное положение (разумеется, не за красивые глазки), он вовлек в преступную деятельность 11 подчиненных ему сотрудников таможни. Они-то и обеспечили очень быстрое оформление товаров по заведомо подложным документам и без обязательного таможенного досмотра. За что троих осудили, а остальные восемь, можно сказать, отделались легким испугом – в отношении них уголовные дела прекращены.

Второй осужденный, Бекет Умбетбаев, привлек к делу несколько подставных лиц. Не первых попавшихся, конечно, а лишь тех, на которых были зарегистрированы ТОО “Ляйля Корпорейшн”, ТОО “Талдыкорган Диасс Групп”, ТОО “Гоги”, ТОО “Баки Групп”, ТОО “Ералы Сервис”, ТОО “Группа Чарли” и ТОО “Дарын Транс”. Эти ТОО понадобились для таможенного оформления контрабандного товара и подписания необходимых документов.

Их третий подельник, Ерлан Малибаев, добился содействия отдельных должностных лиц таможенного поста “Алатау – ЦТО” и ДТК по Алматинской области. Они помогали ему и его подручным максимально занижать суммы обязательных таможенных платежей в бюджет.

Таможня под “Кепкой”

Необходимо отметить, что Дмитриенко поведал суду немало интересного. По его словам, после назначения в 2008 году начальником ДТК по Алматинской области Артыкбаева на таможенном посту “Алатау – ЦТО” началась другая жизнь: оформление товаров из Китая стали контролировать гражданские лица – Кепка и Мико. Эта парочка пристально следила за тем, чтобы сотрудники “Алатау – ЦТО” регистрировали и оформляли выпуск товаров как можно быстрее.

Рассказал Дмитриенко и то, как якобы по устному указанию начальства специалистам “Алатау – ЦТО” запретили производить таможенный досмотр тех товаров, которые прибывали к Кепке и Мико. Нарушителям этого распоряжения пообещали крупные неприятности.

Осужденные просят наказать их условно

Алмалинский районный суд города Алматы под председательством судьи Наримана Бегалиева приговорил Дмитриенко, Умбетбаева и Малибаева к 5 годам лишения свободы. Однако осужденные со своей участью не смирились (согласитесь, ведь таких, которые горят желанием как можно скорее оказаться на нарах, у нас почему-то совсем немного) и принялись писать письма в различные инстанции. С апелляционными жалобами осужденных, их адвокатов согласилась и прокуратура.

В постановлении апелляционной судебной коллегии по уголовным делам Алматинского городского суда указано, что в апелляционном протесте сотрудник прокуратуры Алмалинского района просит (цитируем) “… изменить приговор суда и назначить осужденным наказание с применением статьи 63 УК, условное осуждение с установлением пробационного контроля”.

По мнению самих осужденных и их адвокатов, если уж граждане признали свою вину и чистосердечно раскаялись, то, значит, можно ограничиться их условным наказанием.

Однако апелляционная судебная коллегия по уголовным делам Алматинского городского суда оставила приговор Алмалинского районного суда города Алматы без изменения, апелляционные жалобы осужденных, их адвокатов и апелляционный протест прокурора без удовлетворения.

Так что пока трое осужденных остаются за решеткой.

АЛМАТЫ