Для жителей Жамбылской области высшее образование в столице соседнего государства всегда было привлекательным. Родители Ильи Шияна имели серьезные доводы для того, чтоб отправить сына туда на учебу. Близость, качество и дешевизна обучения, наличие жилья и пригляда: в пригородном бишкекском селе Новопокровка живет бабушка Ильи, а в Киргизско-Славянском гуманитарном университете учится его старшая сестра Ольга. Илья тоже хотел поступать в этот вуз. И в тот роковой день, 7 апреля, он вместе с бабушкой с утра поехал в университет узнавать, какие документы нужно подготовить для приемной комиссии.
Ближе к 12 часам три большие толпы со стороны ошского рынка и автовокзала двинулись к центру города. Начинались беспорядки. Но кто тогда мог подумать, что это так серьезно?
Бабушка поехала домой, а Илья пошел к двоюродным братьям доделывать клип о будущей студенческой жизни, который они снимали вместе. Ольга пыталась дозвониться до брата, но связь работала плохо. Только к ночи телефоны “включились”, и первый же звонок сообщил о трагедии. Позвонил двоюродный брат Андрей и сказал, что Илью убили...
– Когда начались беспорядки, магазины и кафе позакрывались, – пересказывает Ольга слова двоюродного брата, который был очевидцем гибели Ильи. – А в доме как раз кончился хлеб. Илья с Петей пошли в магазин. Один закрыт, второй, третий… Так, от магазина к магазину, они дошли почти до центра. Андрей позвонил Илье на сотку узнать, почему они так долго не идут. Илья стал рассказывать. В это время на них хлынула толпа. Стали стрелять. И вдруг Илья побелел, стал оседать. Петя спросил: “В тебя попали?”. Илья показал на правую сторону. Рядом упали еще несколько убитых. Кто-то притащил полицейский щит. Илью на него положили и через всю площадь понесли в больницу. Но по дороге он умер.
Там тротуары залиты кровью…
Семье Шиян пришлось решать непростые проблемы. Как забрать тело из морга? Где хоронить? Бишкек жил на осадном положении. Кругом жгли, стреляли, взрывали. Ольга, студентка факультета международных отношений, первым делом позвонила в казахстанское консульство.
– Не знаю, как консульство договорилось, но нам выдали тело, – рассказывает она. – Меркенский акимат послал в Бишкек машину скорой помощи. Всю дорогу до Кордая нас сопровождала машина консульства с флажком. Поэтому нас ни разу не остановили.
Хоронить Илью пришел, наверное, весь округ. Односельчане хорошо знают его отца Владимира, мастера холодильных установок. Едва ли на соседних улицах есть дом, где бы Владимир не чинил технику. Илья сначала помогал отцу, а потом у него появились собственные “клиенты” – друзья, приятели, соседи несли ему на ремонт мобильники, фотоаппараты, компьютеры. Таким и остался Илья в памяти односельчан: синеглазый мальчишка со светлой головой и умными руками.
После пережитого Ольга Шиян не хочет возвращаться в Бишкек.
– Там тротуары были залиты кровью. Я буду ходить и думать, что здесь может быть и кровь моего братишки, – говорит она.
Мерке, Жамбылская область. Фото из личного архива семьи Шиян
Индира БОТАШЕВА