"Его раздолбали и снаружи и внутри": что кроется за печальной историей застоявшегося в Казахстане космоплана "Буран"

Об этом читайте в сегодняшнем материале медиа-портала Caravan.kz.

(Небольшая оговорка: все данные, опубликованные в тексте, взяты из источников в открытом доступе).

На прошлой неделе в отечественных и зарубежных СМИ прошла информация, что глава госкорпорации "Роскосмос" Дмитрий Рогозин пытался найти владельца хранящегося на Байконуре "Бурана". Вскоре в Сети сообщили, что корабль якобы принадлежит неизвестному частному лицу из Казахстана, о чем сам господин Рогозин и сообщил в Twitter.

"Оставшийся "Буран" принадлежит частному лицу из Казахстана. Такие вот дела. Я пытался забрать его, выкупить, но понять, кто стоит за его владельцем, пока не удалось. То же касается и стоящей в МИКе ракеты "Энергия-М",написал глава "Роскосмоса" в Twitter, отвечая на предложение одного из пользователей о возможности перемещения "Бурана" в музей космонавтики.

Стоит уточнить, что речь идет о втором летном экземпляре корабля "Буран", который был готов к полету на 95-97 процентов и находится сейчас в монтажно-заправочном комплексе. Согласно открытым данным, он должен был отправиться в полёт к станции "Мир" в 1991 году.

 

"Таинственный владелец" космического корабля вышел в свет

Вскоре после этого СМИ сообщили имя "загадочного владельца" "Бурана" в Казахстане". Им оказался генеральный директор АО "РКК "Байконур" Даурен Муса, который вышел на обратную связь с главой "Роскосмоса" в Twitter, при этом опровергнув слова Рогозина касательно принадлежности космоплана физическому лицу: 

"Уважаемый Дмитрий Олегович, космические корабли «Буран 1.02» и ПМ «ОК-МТ 0.07» принадлежат не физлицу, а находятся на балансе АО "РКК "Байконур". Мы затратили много ресурсов, чтобы наше космическое предприятие и эти ракеты остались целыми. Это наша общая история", - написал господин Муса.

Позже Дмитрий Рогозин написал, что представители "Роскосмоса" свяжутся с Дауреном Мусой:

"Муса, спасибо, что откликнулись. Условия хранения этих уникальных изделий вызывают тревогу. Если Вы не против, на Вас выйдут представители @roscosmos, чтобы обсудить дальнейшую судьбу этих машин..."

 

Судебный иск

Дело обрело новый оборот, когда стало известно, что казахстанские власти планируют вернуть второй летный образец советского космического челнока "Буран" в государственную собственность, для чего подан иск в суд

Согласно данным в СМИ, комитет государственного имущества и приватизации министерства финансов РК подал в суд на АО "РКК "Байконур", на балансе которого находится ракета "Буран". В числе ответчиков также значатся генеральный директор АО "РКК "Байконур" Даурен Муса, Н. Коваленко, Владимир Ширин, РГП "Инфракос", российское ОАО "РКК "Энергия" имени С.П. Королева». Дело поступило в суд еще в июне 2019 года. 

Комитет требует ликвидировать АО "РКК "Байконур", возвратить имущество, внесенное в качестве вклада в уставный капитал общества, а также признать решения учредителей, совета директоров ракетно-космической компании незаконными, сделки по отчуждению акций общества Н. Коваленко и Владимиру Ширину недействительными.

Суд принял иск первого октября прошлого года. 22 октября судебный процесс приостановили. Причина – в ОАО "Ракетно-космическая корпорация "Энергия", которое находится в России, нужно было доставить документы и дать время на подготовку. 

12 марта 2020 года суд продлил срок досудебной подготовки, а 20 апреля истец – комитет государственного имущества и приватизации – попросил приостановить процесс из-за пандемии COVID-19. 

Четвертого мая суд возобновил производство, но через девять дней процесс снова приостановили: документы не успели доставить российскому ответчику. 

Очередное заседание назначено в специализированном межрайонном экономическом суде города Алматы на 10 декабря текущего года.

 

Что известно о АО "РКК "Байконур" и его руководителе - Даурене Мусе

Информации о компании, которая является владельцем космического корабля, а также о ее руководителе не так много. Тем не менее некоторые факты в открытом доступе все-таки есть.

Для начала стоит уточнить, что акционерное общество "РКК "Байконур" реализует свою деятельность по принципу ГЧП (государственно-частного партнерства): пятая часть акций компании принадлежит государству в лице РГП "Инфракос", остальные 80 процентов акций АО "РКК “Байконур", по словам Даурена Мусы, принадлежат ему. Об этом он рассказывал ранее в интервью Tengrinews.kz.

Муса добавил, что довольно продолжительное время - около 3 лет - судьба космодрома и его будущее выглядели весьма туманно. Лишь в декабре 1994 года между Казахстаном и Россией заключили договор об аренде Байконура. А в марте 1996 года по договоренности между президентами России и Казахстана создали казахстанско-российское инновационное совместное предприятие (КРИСП) "Аэлита" с государственной лицензией на космическую деятельность. На баланс этого предприятия в счет покрытия стоимости акций учредителями передали имущество - ракетную технику "Буран" по технологии "Энергия". То есть два космических корабля "Буран".

В 2011 году господин Муса выкупил пакет акций АО "КРИСП "Аэлита". Позже на общем собрании акционеров компания была переименована в АО "РКК "Байконур".

Глава компании сообщил о наличии лицензии на космическую деятельность, на все виды работ по использованию космического пространства, включая создание, производство, эксплуатацию, модернизацию и ремонт ракетно-космической техники, использование наземной инфраструктуры для обеспечения функционирования, имеются коммерчески актуальные научные разработки, продукты космических исследований. По его словам, компания также владеет собственной базой на космодроме Байконур и двумя космическими кораблями "Буран", при этом отмечая, что они принадлежат не ему, а АО "РКК "Байконур".

На отечественном сервисе Adata.kz есть некоторые сведения о вышеупоминаемой компании.

Согласно им, АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ "БАЙКОНУР" зарегистрировано 13 марта 1997 года.

Ее руководителем значится МУСА ДАУРЕН МУСАУЛЫ.

Вид деятельности включает:

- прочие исследования и разработки в области естественных и технических наук;

- строительство прочих инженерных сооружений, не включенных в другие группировки. 

 

В том же сервисе доступна таблица по налоговым отчислениям  АО "РКК "Байконур", по которой с 2015 года наблюдается спад.

 

Мы проверили компанию на наличие налоговых задолженностей. Оказалось, что за ней имеется долг в размере 171 тысячи тенге.

Но куда интереснее дела обстоят непосредственно с главой АО "РКК "Байконур": господин Муса задолжал государству по налогам - ни много ни мало - почти 2 миллиона тенге.

 

Мнение эксперта

Но давайте отойдем от сухих цифр и официальных данных и выслушаем живое и компетентное мнение. Касательно этой уже нашумевшей новости высказался известный российский эксперт, историк космонавтики, создатель сайта и книги о "Буране" Вадим Лукашевич

Эксперт затронул тему патриотических ценностей и в этом отношении напомнил, что в отличие от "Бурана" все американские шаттлы стоят в музеях Америки как национальное достояние.

Если мы говорим о патриотизме, то это правильно - вернуть "Буран" на родину, - сказал эксперт.

Также, по его словам, о стоимости покупки корабля говорить преждевременно, поскольку цену устанавливает казахстанская сторона, определить можно только стоимость доставки.

- Есть габариты, есть вес. Есть транспортные компании для перевозки негабаритного груза. Это можно посчитать. А вот сколько он стоит сам по себе? Его цена нулевая, потому что он никак не используется и ничего не приносит, - сказал Лукашевич.

Эксперт отметил, что если перевезти "Буран" в музей, то он может приносить прибыль и представлять интерес. Однако при этом Лукашевич считает, что любая транспортировка для простоявшего 30 лет без соответствующего обслуживания корабля может стать критической.

- Фактически корабль сейчас в убитом состоянии. Когда его передавали казахстанской стороне, он был в состоянии готовности к полету на 95 процентов. Все оборудование, все системы стояли. А потом возникли фотографии, на которых видно, как все разворовывается. Там сталкеры, там любители цветных металлов и микросхем. Его раздолбали и снаружи и внутри, - посетовал Лукашевич.

И здесь господин Лукашевич оказался прав. Еще три года назад в казахстанских СМИ сообщили об авторах YouTube-канала Exploring the Unbeaten Path, которые сумели попасть в один из заброшенных ангаров на космодроме Байконур, где находятся два космических шаттла советской эпохи, и снять оттуда видео

Судя по ролику и фотографиям, "искателям приключений" пришлось проникать на объект под покровом ночи. При этом мужчины старались избегать встреч с охраной космодрома. 

 

Но вернемся к мнению эксперта касательно "Бурана". Специалист твердо убежден, что подобное хранение просто-напросто доводит (а может, и уже довело) корабль практически до состояния разрушения: "Сейчас остался только каркас, все стекла побиты".

- Это как надо бить трехслойные иллюминаторы, которые противометеорные, чтобы их разбить? Это фактически оптическая броня, но она вся разбита. Там то ли бомжи внутри костры жгли, то ли еще кто-то, - возмущается Лукашевич.

В завершение Лукашевич отметил, что данный экземпляр кораблей серии "Буран" имеет коллекционную и историческую ценность.

 

Для справки

Первый летный корабль "Буран", который совершил единственный полет в 1988 году, был уничтожен после обвала крыши в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре в 2002 году. Второй и последний из достроенных кораблей вместе с макетом хранится там же.

Третий, недостроенный экземпляр находится в подмосковном Жуковском, испытательный экземпляр с самолетными двигателями – в Германии.

Еще один макет "Бурана" долгое время хранился на открытой площадке на Байконуре, но потом его перевезли в музей РКК “Энергия” на космодроме, другой ныне находится на ВДНХ в Москве.

Что же можно сказать в заключение? Кому-то может показаться, что на фоне подобных обсуждений отечественная космонавтика начинает ассоциироваться с торговлей раритетами и продажей металлолома, где космический корабль, оставшийся в Казахстане после распада СССР, можно с легкостью утилизировать и распродать. Некоторые убеждены, что безобидная, на первый взгляд, просьба Рогозина приподнимает завесу над куда более серьезной и не менее загадочной подоплекой, что впоследствии может стать темой для более обширных обсуждений.