О рисках для здоровья человека, обусловленных потреблением “трансгенных” продуктов, ученые предупреждают уже давно. Еще в 1997 году об этом заявили ученые Англии и Германии, в 2000-м – в “Мировом научном заявлении”, в Открытом письме ученых правительствам всех стран. Ими отмечалось, что следствием потребления ГМО-содержащих продуктов могут быть снижение иммунитета, аллергические реакции вплоть до смертельных случаев, онкологические заболевания, возможное бесплодие и прочие недуги.
Меж тем научные разработки в сфере генной инженерии, итогом которых становятся небывалая урожайность, долго хранящиеся овощи и фрукты, дают столь высокий экономический эффект, что, несмотря на предостережения ученых, площади под посевами трансгенных культур неуклонно растут. А потом эти культуры попадают к нам – в виде генно-модифицированных сои, кукурузы, картофеля, овощей и фруктов и даже в виде детского питания.
Разумеется, при расширении внешнеэкономических связей, в условиях Таможенного союза, в связи с грядущим вступлением в ВТО вопросы биобезопасности приобретают особую актуальность. И сейчас Казахстан перед ГМО-продуктовой атакой фактически беззащитен.
В 2000 году, когда ученые подняли тревогу, был принят так называемый Картахенский протокол по биобезопасности. Главная его цель – защита здоровья своих граждан в условиях широкого распространения ГМО-содержащих продуктов. Четыре года назад его ратифицировал Казахстан, а значит, взял на себя обязательства по разработке и принятию соответствующего законодательства. В 2010-м Закон “О государственном регулировании генно-инженерной деятельности” был принят. Вслед за ним – постановление правительства “Требования к безопасности пищевой продукции, полученной из генно-модифицированных (трансгенных) растений и животных”. Много полезного содержали эти документы, кроме главного – четко прописанного разделения ответственности ведомств и их руководителей за исполнение. А нет ответственности – нет и исполнения. Контроль за оборотом ГМО по сей день не ведется. Сейчас соответствующими поправками эти недостатки решено устранить.
– Сегодня нам нужен новый закон, который, с одной стороны, обеспечит безопасность наших граждан – потребителей такого вида пищевой продукции, а с другой – создаст условия для развития генной инженерии, – сказала, открывая “круглый стол” по теме ГМО, глава Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Дарига НАЗАРБАЕВА.
По ее словам, давно назрела необходимость в создании независимой экспертизы безопасности генетически модифицированных продуктов. Должен быть налажен жесткий контроль отечественного пищевого рынка на наличие ГМО, в том числе – запрещенных для реализации.
Обновленный законопроект представил вице-министр образования и науки Мурат ОРУНХАНОВ. Если в прежнем законе фигурировало выражение “генетически модифицированные организмы”, в предлагаемом законопроекте терминология детализируется. Вводятся такие понятия, как “живые измененные организмы” и “генетически модифицированные объекты”. Первые – это организмы, способные к размножению (семена растений, фураж, фрукты, овощи), вторые – это объекты, не способные к размножению. То есть продукты переработки и некоторые корма.
Пока идет “обкатка” нового законопроекта, нам, покупателям, решать – приобретать потенциально опасные для здоровья продукты или воздержаться. Еще остается надеяться, что наша продуктовая безопасность как можно скорее приобретет законные и реальные формы.
1. Соя и ее формы (бобы, проростки, концентрат, мука, молоко и т. д.).
2. Кукуруза и ее формы (мука, крупа, консервы, попкорн, масло, чипсы, крахмал, сиропы и т. д.).
3. Картофель и его формы (полуфабрикаты, сухое пюре, чипсы, крекеры, мука и т. д.).
4. Томаты и их формы (паста, пюре, соусы, кетчупы и т. д.).
5. Кабачки и продукты, произведенные с их использованием.
6. Сахарная свекла, свекла столовая, сахар, произведенный из сахарной свеклы.
8. Масло подсолнечное.
9. Рис и продукты, его содержащие (мука, гранулы, хлопья, чипсы).
10. Морковь и продукты, ее содержащие.
11. Лук репчатый, шалот, порей и прочие луковичные овощи.
Астана