ЕАЭС: вызовы и приоритеты интеграции

Как справедливо отметил почетный председатель ВЕЭС Нурсултан Назарбаев, ЕАЭС прошел проверку на прочность, справившись с экономическим кризисом, вызванным пандемией коронавируса, а также продемонстрировал устойчивость к внешнему давлению, которое было направлено против тесной интеграции в регионе.

Председательствуя в ЕАЭС в 2021 году, Казахстан особое значение придаёт реализации первого стратегического документа в истории союза – Стратегии развития ЕАЭС до 2025 года. Приоритеты казахстанского председательства по углублению евразийской интеграции в полной мере взаимоувязаны с целями и задачами стратегии.

Страны - участницы союза подтвердили своё стремление расширять межгосударственное сотрудничество по широкому спектру торгово-экономического взаимодействия. За последние пять лет уровень взаимной торговли между странами ЕАЭС вырос на 25 процентов. По итогам 2020 года объем товарооборота между государствами - членами союза составил 54,8 миллиарда долларов. 

Вместе с этим дальнейшие темпы наращивания экономической кооперации во многом будут зависеть от эффективности борьбы с торговыми барьерами на пространстве ЕАЭС. Так, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев особо подчеркнул, что имеющиеся барьерные ограничения наносят ущерб развитию торгово-экономического потенциала моюза.

Нужно отметить, что с 2019 года министерством торговли и интеграции РК было устранено барьеров общей стоимостью в 100 миллионов долларов. В целом отмечается положительная динамика по устранению барьеров в ЕАЭС. За 2020 год ЕЭК удалось устранить 37 процентов барьеров во внутренней торговле союза, что является самым высоким показателем с 2016 года.  

Однако, как отмечает глава государства, в период локдауна количество ограничений торговли, направленных на протекцию национальных производителей, вновь возросло. Именно поэтому актуальным представляется создание национальных систем мониторинга барьеров и соответствия внутренних нормативно-правовых актов праву союза.

С учетом наблюдаемой динамики роста мировых цен на продовольственные товары, которые по итогам 2020 года оказались самыми высокими за последние три года, сохранение практики ограничительных мер по защите внутреннего рынка может спровоцировать дефицит продовольствия в странах союза.

В подобных обстоятельствах перед странами ЕАЭС встает задача ускорения реализации шагов по созданию единого аграрного и продовольственного рынка. Более того, увеличивается потребность в создании благоприятных условий для расширения экспорта сельхозпродукции и на рынки третьих стран.

В целом, всем странам-участницам очевидна необходимость продолжения системного экономического диалога в рамках ЕАЭС. Обеспечение экономической безопасности каждой страны союза будет напрямую зависеть от способности партнеров находить взаимные компромиссы и оказывать друг другу всестороннюю поддержку в нынешний непростой период.  

Лидия Пархомчик, эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП)