«Голос Азии» вернулся в Алматы спустя почти два десятка лет. А вместе с ним и автор запоминающейся «заикающейся» заставки «А-а-а-зия да-да-да-даусы» композитор Виталий Михаэлис. На этот раз в качестве продюсера фестиваля.
Мы с ним знакомы уже 35 лет. Поэтому в интервью с ним «заехал» издалека.
Прелюдия перед шоу
- Виталий, 25 лет назад ты покинул Казахстан, перебрался на родину предков, в Германию.
- Не покинул! У нас, музыкантов-эмигрантов, принято называть это гастролями. Так что я выехал на гастроли.
- Что-то они затянулись.
- Но я же часто сюда приезжал, хотя в Германии у меня много работы. Да и здесь тоже. Полноформатный мультик «Ер Тостик» – моя музыка. Фильм Игоря Пискунова «Раз в неделю»...
- Сценарий – два человека в замкнутом пространстве. Как к этому странному фону музыку написать? Да еще и тема ЛГБТ.
- В 2014-м, когда фильм сделали, у нас в Германии тема ЛГБТ была самой актуальной. Если бы тогда «Раз в неделю» запустили в Европе, ленту можно было бы очень хорошо продать. На «ура» бы приняли. А в Казахстане ее загнобили. Но картина отличная.
- Музыку писал под отснятый материал?
- Под великолепных актеров! Юрий Померанцев – корифей! И его молодой партнер (Родион Толоконников. – Авт.) тоже отлично сыграл. Там все очень камерно, приглушенные тона. Не очень простая тема.
- Сейчас что-то пишешь?
- Очень много «в стол» ушло. Но работал по фильмам, спектаклям, несколько альбомов записал. Что-то уже выложил на Ютубе. Наверное, каждому времени – свой плод. Надо доделать альбом «Голоса Великой Степи». Чтобы его закончить, мне нужен исполнитель – человек рэпа, с горловым пением. Пока, к сожалению, не нашел. Альбом-то у меня казахский. Поэтому и казахи нужны. Ну и второе: надо, чтобы наши известные исполнители прописали только одно слово: «шансон». С разными интонациями, акцентами. Потом буду компилировать, изменять, как-то двигать трансформациями.
- Почему «шансон»?
- Есть такой инструмент шанкобыз. Сам додумай (посмеивается). А еще у меня готов трек к фильму «Аттила». Только его до сих пор не сняли. Видимо, придется писать либретто под мюзикл или рок-оперу. Причем на четырех языках – казахском, русском, английском и немецком…
«Голосу Азии», на мой взгляд, не хватило Азии
Но вернемся к «Азия Дауысы».
- Виталий, какие впечатления от этого фестиваля? Чем он отличается прежних шоу? Ты же имел самое непосредственное отношение ко всем, начиная с первого в 1990 году.
- Во-первых, тогда был полноценный конкурс. Фестивальная часть – это гости. Так что, скорее всего, это было три дня воспоминаний. Во-вторых, в первый же день порадовал Байгали Серкебаев. Фрагменты его мюзикла «Джулия» с участием молодых исполнителей – это супер! Отличные, стильные вокалисты, хореография, свет, звук – это уровень!
- А аранжировки?
- «Джулия» - она и в Африке «Джулия». Как только зазвучала – никто уже не обращал внимания, кто и что играет. Начались танцы! Я еще заметил, что Байгали методологически, стилистически ушел от чистой попсы. Кажется, он стал работать с более серьезными жанрами, темами. Аранжировки стали более европейскими. Или американскими (пауза)? У меня ощущение (движение пальцами, как будто на рояле играет), что вроде бы все правильно сделано. Да, классно звучит. Но что-то не так.
- Что именно?
- Мне не хватило Азии. Я всегда старался включать и до сих пор включаю в свои работы азиатские мотивы. Сейчас такая тенденция – музыка американизируется. Это большой минус. Это все несложно сыграть. Но зачем нам американцев повторять? Лучше их не сделаете. Ну добавите пару джазовых нот. А выйдет ли из этого хит? Восточная стилистика, точнее, евроазиатская – интереснее, богаче. Применение национальных инструментов, чтобы сделать «национальный» колорит – я с этим не согласен. Что это за принцип: возьми шанкобыз, домбру – и музыка сразу станет казахской? На сцене «Медео» настоящего нашего было немного. Понимаю, это был просто фестиваль. Большой концерт. И давать оценку по этим трем дням нельзя. Как и по общей тенденции, которая складывается на музыкальном рынке Казахстана. Но я не разочарован. Аб-со-лют-но! Мне многое понравилось. Потому что есть с чем сравнивать. И я вижу, как далеко вперед шагнули исполнители по сравнению с тем, что было 20-30 лет назад. Особенно молодые.
- Заявка на будущее?
- Да-да! И еще напоминание правительству, что культурное событие такого масштаба Казахстану просто необходимо. «Голосу» нужна финансовая поддержка государства. «Азия Дауысы» – большое мероприятие не только для Казахстана и Центральной Азии. Я бы даже сказал – Евразии. Это без пафоса! Вот есть "Евровидение" (более чем скептическая ухмылка). А есть прекрасный конкурс «Славянский базар».
- Который появился после нашего «Голоса Азии».
- Потому что в СССР и СНГ он был первым таким международным! Я до сих пор считаю, что он на самом деле был одним из лучших в мире. Ну и место проведения тоже сыграло свою роль – на стадионе в горах. Когда в следующем году на «Медео» начнется полноформатный конкурс – в плане музыки, наверное, уже интереснее будет.
- Ожидаешь чего-то нового?
- Посмотрим.