Джигит ли тот, кто бьет жену?

В традициях и обычаях казахского народа всегда воспитывалось отношение к женщине как к матери, жене, подруге. Однако, судя по криминальным сводкам и сухим отчетам правозащитных организаций, в быту среднеказахстанской семьи все чаще проявляется совсем обратная ситуация.

“…23 декабря прошлого года примерно в 8 часов вечера я пришла с работы домой. И мой муж, без всяких на то оснований, обозвал меня нецензурными словами, избил и выгнал вместе с тремя детьми из дома. Сейчас я проживаю в доме родителей. Последние три года муж постоянно меня избивает, выгоняет из дома…”

Это строчки из обращения 34-летней С., жительницы Толебийского района Южно-Казахстанской области на блог прокурора Южно-Казахстанской области.

Прокурор Берик КУЛТАСОВ лично дал задание Толебийской районной прокуратуре разобраться с ситуацией и принять меры. Но уже через пару недель заявительница… попросила закрыть дело.

– Заявления от С. ранее уже поступали, – рассказывают сотрудники Толебийской прокуратуры и полиции. – В мае прошлого года ее муж представал перед судом по административной статье – за умышленное причинение легкого вреда здоровью. Однако сама пострадавшая – супруга подсудимого – на суде простила его. И просила не применять к нему мер воздействия.

– Тогда судья пошел навстречу женщине и прекратил судебное производство по делу. И вот теперь новое заявление… – говорят в прокуратуре.

Впрочем, чему тут удивляться? Наказание для драчливого мужа – штраф в размере 50 МРП (75 600 тенге). И эти деньги неоткуда взять, кроме как из семейного бюджета. Получается, что в семьях, где нередко только сама женщина и зарабатывает официально (муж перебивается случайными заработками), этот штраф приходится выплачивать… самой жене!

В итоге женщина оказывается дважды пострадавшей. Сначала ее бьет муж, потом государство – по кошельку. И вместо защиты женщины получают финансовую дыру в своем бюджете.

Бывают и вообще шокирующие случаи. В конце осени прошлого года сотрудницы Южно-Казахстанского правового центра женских инициатив “Сана-Сезiм” совместно с полицейскими практически штурмом освобождали 22-летнюю девушку из дома родителей ее мужа.

История напоминала сказку о Золушке – только наоборот.

Молодая девушка выходила замуж по любви, за прекрасного, ласкового и нежного парня. Но после замужества ситуация изменилась кардинально. Сначала муж запретил ей рожать ребенка. Потом ввел категорический запрет на общение с родителями и родственниками жены. И заявил супруге, что теперь, мол, она его собственность и должна быть безмолвной рабой.

Полгода молодую женщину держали в условиях настоящего заточения в доме родителей мужа, не позволяя ни выйти на улицу, ни позвонить по телефону.

Лишь случайно невольнице удалось от соседей позвонить своей матери и попросить помощи.

Растерянная мама долго не решалась обратиться в полицию и сообщила о проблемах только по телефону “горячей линии” “Сана-Сезiм”.

– К сожалению, подобные ситуации у нас нередки, – говорит психолог правового центра Вера Закутняя. – Мы сразу привлекли сотрудников полиции, и это оказалось очень своевременным. Молодую женщину пришлось действительно освобождать.

Мужу, а также его родителям грозит уголовное дело по весьма тяжким статьям. Правда, и юристы, и психологи рассматривают данный случай скорее не как преступные, “рабовладельческие” наклонности обычной, в общем-то, семьи, а как совершенно вопиющие проблемы элементарного воспитания.

У 27-летней жительницы Шымкента А. проблема оказалась весьма специфической. Она тоже вышла замуж по любви, у них с мужем двое малолетних детей. Но вскоре выяснилось, что практически весь заработок муж относит на пожертвования в свое религиозное объединение, оставляя семью буквально на хлебе и воде.

Что здесь можно сделать? Психологи “Сана-Сезiм” работают с женщиной, повышая ее самооценку, юристы объяснили ей правовые аспекты ситуации, рассказали, как можно оформить алименты на своего слишком религиозного супруга. По-хорошему тут нужна и добрая воля религиозной организации – кто, кроме них, объяснит усердному в вере мужу, что не по-божески заставлять любимых людей голодать? Но тут диалога пока не получается…

За прошлый год только по “горячей линии”  центра поступило 1319 обращений. Из них 1278 обращений было от женщин, так или иначе подвергшихся физическому или психологическому насилию в собственных семьях. И как показывает практика, ситуация заходит в тупик. Чаще всего помочь женщинам некому. От их обращений в общественные организации и в полицию порой становится только хуже. Но и замалчивать то, что творится за закрытыми дверями в некоторых семьях, тоже нельзя!

Шымкент

Автор: Алим Абенов