Недавно на заседании актива Северо-Казахстанской области было заявлено с высокой трибуны, что в больницах, мол, лежит слишком много пациентов.
– В стационарах должны лежать только те, кому мы реально спасаем жизнь – инфарктники, инсультники. Все остальные должны лечиться в дневном стационаре или амбулаторно, – заявили чиновники.
По их мнению, “сейчас любой мало-мальски заболевший считает необходимым получить систему в условиях стационара, в то время как весь мир уходит от системы”.
Значит ли это, что теперь пациентам клиник дадут от ворот поворот, оставляя на больничных койках лишь тех, кто на пороге жизни и смерти? На первый взгляд – страшилка. Очень трудно поверить, что госчиновник имела в виду именно это. Видимо, проблема тут в другом.
В 2010 году в Казахстане началась реформа системы здравоохранения. Главный ее принцип – “деньги идут за пациентом”. То есть каждый пациент “приносит” за собой деньги, положенные на его лечение, в ту больницу или поликлинику, в которой лечится.
Среди всех расходов государства на систему здравоохранения уходит почти 12 процентов, или 420,7 миллиарда тенге. Сумма, согласитесь, немаленькая. Большая часть этих денег – 283,2 миллиарда тенге – предназначена для оплаты гарантированного объема медицинской помощи населению. Грубо говоря, каждому казахстанцу положено 18 тысяч тенге в год на оплату гарантированного лечения. Вот за эти тысячи и борются больницы между собой. Пытаясь заполучить самых “дорогих” больных – а это как раз больные стационара.
Читаем “Правила оплаты за оказанные медицинские услуги в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, осуществляемые за счет средств республиканского бюджета”. Здесь прямо указано, что “оплата за один пролеченный случай дневного стационара составляет 1/4 от тарифа за один пролеченный случай стационарной помощи”. А лечение на дому у больного стоит 1/6 от тарифа. Даже проведение хирургической операции стоит 3/4 от полного тарифа!
Например, такая процедура, как гемодиализ – очищение крови при почечной недостаточности, стоит 17,5 тысячи тенге за курс. В дневном стационаре это будет стоить 8,8 тысячи тенге. А при амбулаторном уже меньше 3 тысяч.
Понятное дело, что больницам выгодно, чтобы их койки не пустовали. За каждого больного капают деньги на ее счет. Получается дикость: больницам выгодно, чтобы мы с вами болели – как можно чаще и как можно тяжелее.
Это подтверждается и статистикой портала бюро госпитализации Министерства здравоохранения. Так, за 5 месяцев 2012 года услугами портала воспользовались более 390 тысяч казахстанцев, что на 6 тысяч больше аналогичного периода прошлого года… При этом 90,5 процента, или 353 324 пациента, были госпитализированы в плановом порядке в стационары республики.
Медленно, но верно число таких больных будет увеличиваться. Видимо, поэтому чиновник и своеобразно высказала мнение, как нужно экономить государственные деньги.
С другой стороны, мировой кризис продолжается. И многие опасаются, как бы не пришлось сократить расходы бюджета на социальные нужды.
Кризис в Греции, Италии и Испании показал, что именно эти статьи бюджета сокращаются первыми. Урезание половины из этих расходов сразу же может дать экономию для бюджета Казахстана в 1,2 триллиона тенге, или больше 8 миллиардов долларов. Можно ли рассматривать слова медчиновника как первое предупреждение о возможном сокращении расходов на медицину?
Самый простой вариант экономии – резкое сокращение списка заболеваний, входящих в гарантированное медицинское обслуживание. Тем более большинство казахстанцев уже привыкли платить врачам, обращаясь в частные клиники. Тогда и на самом деле врачи бесплатно лечить будут только тех, кому надо уже спасать жизнь?