"Дьяволы в черных беретах": как живут казахстанские морпехи

После года службы в сложных климатических условиях Мангистауской области морпехи едут домой с гордостью, что выдержали это испытание на прочность. Долг, честь, отвага здесь превыше всего!

“КАРАВАНУ” удалось проникнуть на объект повышенной секретности и прямо на берегу Каспийского моря взять интервью у нынешнего командира знаменитых и дерзких “дьяволов в черных беретах”.

Гвардии подполковник Жаннур САТКЫНОВ слов на ветер не бросает. Подтянутый, стройный, волевой. Он строг и очень жесткий со своими подчиненными – старшими офицерами, но с солдатами и сержантами предельно выдержан и тактичен. Всё в пределах допустимого: матом, как большинство военных, не ругается, но в случае чего рычит, как тигр, вырвавшийся из клетки. Молнии так и сверкают в его командирском взгляде. В сугубо мужском коллективе, где ниже 175 сантиметров ростом и нет никого, без этого никак нельзя. Затопчут.

– У нас здесь славные боевые традиции и сложнейшие учебно-боевые задачи, выполнить которые под силу только нашим бойцам, – комментирует не без гордости Жаннур Саткынов. – Единственная в Казахстане бригада морской пехоты берет свое начало с 17 февраля 1942 года, когда в городе Алейске Алтайского края был сформирован 892-й стрелковый полк, который вошел в состав 298-й стрелковой дивизии… За успешные боевые действия по окружению и уничтожению немецкой группировки войск под Сталинградом полку в марте 1943 года было присвоено звание “Гвардейский”. Боевой путь воинской части все наши солдаты знают назубок. Можете любого спросить. Только к воинскому званию военнослужащих не забывайте принадлежность к гвардии указывать. Это важно для нас, помните.

Десантники тоже – гвардейцы! Знаю и никогда не забываю об этом. И девиз “Никто, кроме нас!” для меня тоже – не пустой звук. Так чем ваши морпехи от наших десантников-то отличаются? Цветом полос на тельняшке да цветом берета? У вас – черный, у нас – голубой.

– Выносливостью отличаются прежде всего! Знаете, что за универсальность морских пехотинцев называют еще “солдатами трех стихий”. Земля, воздух и вода нас окружают постоянно, а вас – только земля и воздух (улыбается). История именно этого рода войск, если не знаете, то напомню, начинается с 1705 года, когда Петр I издал указ о формировании первого специализированного полка морских солдат, которые сражались в море (на абордаже) и на суше. С тех пор нам, морпехам, доверяют только самые ответственные операции, причем не только на побережье Каспийского моря.

– Сегодня морская пехота – отдельный род береговых войск Военно-морских сил. Какова ваша основная задача?

– Оборона военно-морских баз, важных береговых объектов, борьба с диверсантами… Всего перечислить не могу, а то военную тайну ненароком раскрою. Но морпехи всегда идут первыми, то есть в авангарде других войск. На долю наших бойцов выпадает самое сложное – расчистка плацдармов, штурм ключевых объектов противника, уничтожение огневых точек, прорыв оборонительных укреплений. Зачастую мы действуем в отрыве от основных сил, пробивая коридоры для наступающих следом подразделений. Много у нас задач, и все важные.

По словам командира бригады морских пехотинцев, за годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) в ожесточенных боях с фашистскими захватчиками 55-й гвардейский механизированный орденов Кутузова и Александра Невского Венский полк уничтожил более 7 750 вражеских солдат и офицеров, 86 танков, 130 орудий, 415 пулеметов, 260 минометов, 152 бронетранспортера, 860 автомашин и 3 самолета… Еще со школьной скамьи мы знаем, что внезапные и стремительные атаки черных бушлатов с моря зачастую полностью рушили планы гитлеровцев. “Черной смертью” прозвали немцы морпехов из-за цвета обмундирования. Эти “черные дьяволы” наводили ужас на вражеских солдат. Документально зафиксированы случаи, когда краснофлотцы шли в атаку даже ранеными и при многократном численном превосходстве противника побеждали. Так, одной из первых результативных операций считается Григорьевский десант. В сентябре 1941-го на Черноморское побережье в Одесской области с кораблей высадились почти 2 тысячи морских пехотинцев. К этому времени гитлеровцы (в основном румынские войска) вплотную приблизились к Одессе, взяли город в кольцо и перекрыли все подходы к нему с моря. Транспорты с подкреплением и боеприпасами топила береговая артиллерия, Одесский порт обстреливали практически прямой наводкой.

– После окончания войны полк передислоцировался из Вены в венгерский город Капошвар, – продолжает Жаннур Саткынов. – В июне 1946 года – в населенный пункт Каттакурган Узбекской ССР, а 19 мая 1960 года – в Самарканд и уже чуть позже – в пгт. Гвардейский Жамбылской области.

– А в Актау-то как и когда попали служить?

– В Актау мы передислоцировались, когда вошли в состав РгК “Запад”. Случилось это 12 июня 2002 года. 51-й гвардейский мотострелковый полк был переформирован во 2-ю гвардейскую отдельную мотострелковую бригаду, и 390-я отдельная гвардейская бригада береговой обороны переформировалась на базе 2-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады в соответствии с директивой министра обороны РК от 24 августа 2004 года. 17 марта 2011 года 390-я бригада береговой обороны получила официальное название – бригада морской пехоты.

– Недавно здесь прошли крупномасштабные учения “Калкан-2021”. Жаркие баталии развернулись на побережье Каспия. Кто из ваших “морских котиков” отличился в ходе маневров?

– Верховный главно-командующий тогда наградил командира 1-го батальона морской пехоты гвардии майора Каната Аккожаева медалью “Жауынгерлік ерлігі үшін”. Отличились также капитаны Акберген Аюпов и Фархат Кабиев, старшие лейтенанты Жанибек Азанбай, Олжас Куандыков и Алишер Дайыркажиев.

– А сержанты и солдаты срочной службы показали себя хоть как-то в ходе этих учений?

– Конечно, проявили себя и младшие командиры, и рядовой состав подразделений морских пехотинцев. Отличились инструкторы по боевой и физической подготовке сержанты 3-го класса Рустем Тютюнов и Тимур Горбунов. Младший сержант Айбек Муратов зарекомендовал себя как лучший младший командир. Солдаты срочной службы были награждены почетными грамотами. Наводчики-операторы Алексей Кравцов и Асылхан Халелов. Лучший механик-водитель танкового батальона Шадияр Мурат. Всех, к сожалению, не перечислить. Газетной площади не хватит. Но все наши морпехи достойны наивысшей похвалы.

– Все, да не все. Когда я собирался к вам в бригаду для подготовки репортажа о боевой работе морских пехотинцев, то ваш заместитель по идеологии гвардии подполковник Ерлан НУРАЛИН буквально пугал всех мною, корреспондентом “КАРАВАНА”, мотивируя их тем самым “быть образцово-показательными”. Говорил, что я “хитрый и плохой гражданский человек и пишу только то, что вижу”. Запрещал солдатам и младшим командирам давать интервью без его личного разрешения, общаться со мной. Разве это правильно?!

– На самом деле гвардии подполковник Нуралин неплохой офицер-воспитатель. Хотел как лучше, а получилось – как всегда. Бывает, что уволенные в запас солдаты шлют ему и мне на ватсап поздравления к празднику, желают всего самого хорошего, просят передать привет всем морским пехотинцам. Скучают. Утверждают, что мы здесь, в бригаде, “правильно воспитываем настоящих защитников Отечества, прививая им за год армейской службы сугубо мужские качества: взаимовыручку, верность присяге и долгу, смелость и решительность”. Это дорогого стоит, по большому счету. Не обижайтесь. Где мы – там победа!

– Никто, кроме нас!

(Продолжение следует)

АЛМАТЫ – АКТАУ – АЛМАТЫ