Эта картина, мягко говоря, не обрадовала, ведь такие люди не могут появиться случайно.
Значит и в нашей периферийной средней школе, которая находится, далеко от центра города может что-то произойти, или уже… Не зная как реагировать на увиденное, прямиком направилась к директору, но не тут-то было.
Вообще, я без особой надобности стараюсь не обращаться в администрацию, духом авторитарной системы которой пропитаны не только стены школы, но и мозги многих педагогов. Это не настраивает на приятные беседы, но, делать было нечего, пришлось переступить порог кабинета главнокомандующего нашей средней школы, при виде которого так и хочется отдать честь.
С доброжелательной улыбкой и наигранно-внимательным видом, (уже стало понятно, корректной информации мне не видать): "… а, мама Миши, которая пишет статьи…, нет, все хорошо, но наше руководство не хочет давать подробную информацию, а наличие человека в форме дисциплинирует учеников".
Тут не поспоришь, краткость, конечно, сестра таланта, но желание узнать более детально о такой вынужденной мере заставило обратиться в пресс-службу ДВД города Алматы. Как выяснилось, именно они распространяли первоначальную информацию о введении во всех школах города новой должности - школьный инспектор. Обратившись непосредственно к заместителю начальника пресс-службы ДВД Алматы, Уали Ернуру Зейнешулы, я получила следующую информацию.
Школьный инспектор - это своего рода педагог в погонах, которому от 22 до 32 лет, преимущественно женского пола. Цель его пребывания в школе - профилактика правонарушений, работа с подростками, нуждающимися в особом педагогическом подходе, обеспечение правового всеобуча учащихся, взаимодействие с администрацией учебных заведений и родителями школьников, а также предупреждение и пресечение преступлений.
Особое внимание инспекторы уделяют подросткам, страдающим наркозависимостью. Так же в круг обязанностей входит принятие участия во всех школьных мероприятиях, проводящихся как в стенах учебного заведения, так и за его пределами. Так что, увидев в музее учеников вместе с человеком в форме, не удивляйтесь - это школьный инспектор присматривает за учениками и одновременно обеспечивает их безопасность, да и музея тоже.
На должности школьных инспекторов назначены действующие сотрудники ДВД, имеющие опыт работы в ОВД и добровольно изъявившие желание работать в школах, а также вновь принятые сотрудники, которые пришли по собственному желанию, либо по рекомендациям администраций школ. Этому предшествовала проведенная акция о приеме на работу через школы и через СМИ.
Требования к кандидатам были такие же, как и ко всем лицам, поступающим на службу в ОВД, предусмотренные Законом "Об органах внутренних дел Республики Казахстан", в том числе, наличие высшего педагогического или юридического образования, внимание обращалось и на опыт работы с детьми.
В начале августа для школьных инспекторов ДВД провел семинар, на котором были подробно рассмотрены вопросы осуществления их деятельности. Каждый из них получил методические рекомендации. Теперь школьные инспектора есть в каждом регионе, примерное их количество составляет 830 человек.
Но это еще не все, для контроля и организации работы школьных инспекторов создан отдел по организации деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних, за районами закреплены кураторы, которые также будут оказывать практическую и методическую помощь школьным инспекторам.
Причина введения новой должности связана с тем, что уровень криминализации подростковой среды в Казахстане остается высоким. По данным департамента внутренних дел города Алматы на сегодняшний день на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних состоит 1140 учащихся школ, из них 57 подростков - на учете в наркодиспансере, 43 несовершеннолетних направлены на стационарное лечение. В группе повышенного внимания находятся школы Ауэзовского, Бостандыкского и Турксибского районов.
Поэтому, для противодействия подростковой преступности и осуществления ее профилактики среди учащихся, акимом города поддержана инициатива ДВД, и во всех 178 школах города введена должность школьных инспекторов полиции. Тем более что три года назад в качестве эксперимента в 25 школах города с наиболее сложной обстановкой приступили к работе школьные инспектора полиции. Практика показала, что уровень правонарушений и вымогательств снизился, в 2005 г. на 15%, в 2006 г. на 13%, 2007 г. - на 5%.
Однако эти данные касаются не только нашего мегаполиса, и не означают что в регионах ситуация иная. По данным альтернативного отчета по защите прав детей в Казахстане, в казахстанских школах наблюдаются факты насилия. Как показывают большинство исследований, возросло число актов физического насилия в отношении детей самими детьми.
В 2005 г в здании одной из школ города Шымкента ученик 11 класса, после словесной ссоры, нанес ножевое ранение в брюшную полость ученику 10 класса, который скончался от полученных телесных повреждений на месте происшествия.
В здании средней школы города Актау ученик 9 класса нанес ножевое ранение в область сердца ученику 9 класса, который тоже скончался от ранения.
В стенах школ наблюдаются факты вымогательства у детей детьми: в г. Астане (данные 2005 г.) ученик 9 класса, в течение 1,5 месяцев вымогал деньги у одноклассника, для компьютерных игр. В общей сумме, тот передал ему 170 тыс. тенге, украденных у родителей денег.
Каждый шестой акт насилия совершается девочками, они тоже нередко прибегают к физическому насилию в отношении другого человека, к унижающим достоинство формам обращения или к насилию с использованием оружия.
Бесспорно ситуация более чем пугающая, отправляя своего ребенка в школу, не очень-то хочется, чтобы он стал частью общей криминальной статистки, поэтому такая вынужденная мера, наверное, поможет нам, родителям, быть уверенными в безопасности наших детей.
Рисунок с сайта http://www.zelenograd41news.ru