Дворцы – под снос! Как Бауыржан Байбек пустит под бульдозер дорогие коттеджи

– “Пятой точкой” люди думали, когда строили здесь дорогущие дома, – возмущался сотрудник службы ЧС, которого мы взяли с собой однажды на объезд оползнеопасных участков в предгорьях Алматы.

Наша совместная короткая “прогулка” в районе Коктобе, выше поселков Алатау и Каменка, выявила немало “болевых точек”.

– Этот особняк может сползти с горы даже при землетрясении 5 баллов, фундамент слабый, а нагрузка – огромная, а вот тот, – махал рукой наш собеседник в сторону дворца с балконами, – уже съезжает, здесь почвы – суглинки.

– Странные у нас люди – ничего не боятся: срезают основание горы, строят возле рек, где может пройти сель, – возмущался чеэсник. – А случись ЧП – потом локти кусают, помощи просят… При этом дома никто не страхует!

Жить у горной речки с ветерком, в тишине – мечта многих алматинцев. Но позволить себе такое законопослушные граждане вряд ли смогут. Ведь строительство нарушает законодательство о защите природных ресурсов. Другое дело, если в госструктурах есть “разводящий”, который дает “добро”, а после помогает узаконить строение.

Районы, которые мы объезжали, уже два года, как относятся к городу. Разрешение на строительство владельцы получали в Алматинской области. Интересно, можно ли отыскать тех, кто ставил свою подпись на документах вопреки здравому смыслу и законам? Думаю, простому смертному даже в голову не пришло бы строить четырехэтажное здание на краю обрыва или особняк в нескольких метрах от бурлящей горной реки.

Мы вновь решили проехать вверх по Большой Алматинке. А заодно прогуляться выше совхоза Алатау – район считается элитным.

Местные жители, которые получали земельные участки еще в советское время, не очень-то жалуют новых соседей. Говорят, те нагло перекрывают арыки, захватывают территории общего пользования, а еще сбрасывают в реки свои отходы – за чем не раз были пойманы природоохранными инспекторами, местными жителями.

– Здесь живут люди небедные – посмотрите, какие дорогие машины сюда приезжают! – говорит житель одной из улиц, Амирхан. – Рабочие сплетничают, что это дети и родственники судей, прокуроров, акимов, владельцев рынков. Судя по их понтам, наверное, правда…

У города нет денег, чтобы выкупить особняки

Фраза, которую Президент сказал во время поездки по Алматы, – все, что построено незаконно, в предгорной зоне, руслах рек, надо валить бульдозером, – заставила многих владельцев построенных и строящихся зданий заволноваться. Мы решили выяснить, что пойдет под снос, а что нет.

– К примеру, особняками застроена вся Большая Алматинка, – говорит заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства города Жанат АЙТЛЕУ. – Данные земельные участки переходили к городу в разные годы. Не знаю, как их смогли оформить и узаконить в водоохранной полосе рек. Водный кодекс предписывает: каждый водный объект должен иметь водоохранную зону. Минимально водоохранная полоса раньше составляла 20 метров. По последним нормам – не менее 35 метров от берега. Эти строения узаконили официально, а закон обратной силы не имеет. По законодательству, государство должно их выкупать, после сносить, чтобы освободить водоохранную зону. Но у города нет таких денег, ведь речь идет о сотнях миллионов долларов! Владельцы особняков должны сами понимать: сейчас они наслаждаются красотой, свежим воздухом, но в то же время рискуют жизнями близких – по реке может пройти сель.

Специалисты управления государственного архитектурно-строительного контроля выявляют незаконные объекты. Так, вдоль Малой Алматинки есть построенные без каких-либо разрешений здания. Скорей всего, по решению суда они будут снесены. Когда-то для департамента по ЧС отвели участок на территории природного парка Медеу, там построили фундамент пожарного депо. Возможно, будет принято решение о его сносе. По дороге в ущелье Алмаарасан на оползнеопасных участках также построены дома. Но у них есть госакты, техпаспорта, зарегистрированные в центре по недвижимости. С ними очень тяжело работать. Ведь если строение узаконено, его нельзя снести. Хотя все понимают: зона очень опасная!


Таких домов, построенных в водоохранной зоне алматинских рек, – тысячи!

Но на что же рассчитывают хозяева земли, когда на свой страх и риск строят в опасных местах коттеджи, кафе?

– Практика показывает: впоследствии они узаконивают строение через суд, – продолжает эксперт. – В основном это жилые дома, рестораны, кафе. В прошлом году по решению суда на Малой Алматинке все-таки снесли большой объект. Дело дошло до городского суда…

Три этажа – и точка!

А что же будет с домами по проспекту Аль-Фараби?

– В 2004 году было принято постановление акимата города об ограничении высоты зданий и сооружений, строящихся выше проспекта Аль-Фараби: они должны были иметь высоту не более шести этажей, но метраж не ограничивался, – рассказывает Жанат Айтлеу. – Все, что строили до недавнего времени, было на усмотрение застройщика: он мог построить этаж высотой 3 или 4 метра. Владельца одного офисного здания, который построил на три этажа выше, обязали снести лишнее. После замечания Президента акиматом принято новое постановление – ограничить высоту всех зданий, что строятся южнее проспекта Аль-Фараби, тремя этажами и максимальной высотой не более 12 метров до верха парапета от уровня земли, включая цокольный этаж. Предложено размещать такие здания в меридиональном направлении, чтобы не загораживать пути воздушным потокам. Здания, получившие архитектурно-планировочное задание, имеющие согласование, имеют высоту шесть этажей. Они законным образом зарегистрированы в юстиции, имеют документы, и сносить их не будут. Другое дело – самовольные строения большей высоты, построенные на природоохранной территории.

Недавно на заседании градосовета решили ввести запрет на любые виды строительства в горной местности и на горных прилавках в так называемой рекреационной зоне. По мнению участников градосовета, это позволит снизить перспективную плотность застройки и уровень антропогенного воздействия на наиболее уязвимую в экологическом плане территорию города.

Что касается центра Алматы, то теперь к застройке улиц будут подходить особенно скрупулезно. В старом центре высотное строительство ограничено – не более пяти этажей.

Но к каждому строению – индивидуальный подход, так как все зависит от района, территории. В Алматы есть зоны сейсмичностью 9, 10 баллов, есть районы с очень слабым грунтом. А еще по всей территории мегаполиса проходят тектонические разломы. Застройка города начиналась, когда не было карты сейсмического микрорайонирования. И много зданий – административных, общественных – построено на тектонических разломах.

К концу этого года город получит долгожданную карту с учетом присоединенных территорий – над ней работают специалисты Института сейсмологии.

Алматы