Дворцовое воспитание

Только каждый десятый казахстанский школьник посещает сегодня какой-нибудь кружок, ходит в танцевальный клуб, музыкальную школу или изостудию.

И не потому, что нынешним детям не интересны вышивание крестиком или авиамоделирование. А потому, что заниматься всем этим негде. Количество внешкольных организаций за последние 15 лет сократилось более чем в три раза.

Какие дворцы? Тут бы школы построить…

А где, интересно, дворцы школьников, дома творчества, куда лет пятнадцать назад каждый ребенок мог ходить абсолютно бесплатно? Существуют ли вообще сейчас внешкольные организации?

– Конечно, существуют! В каждом районе у нас есть дом творчества, в которых дети занимаются бесплатно, – сообщила нам начальник отдела воспитательной работы департамента образования акимата Алматы Катипа Молдабекова. – В Алматы сейчас действует 24 внешкольные организации, дополнительным образованием охвачено 24 413 школьников.

Хоть и подсчитали всех детишек дотошно, цифра для полуторамиллионного мегаполиса просто смешная. Но в департаменте образования на замечание, что это катастрофически мало, даже обиделись:

– Какое может быть дополнительное образование, когда у нас школ не хватает?! – говорит Катипа Молдабекова. – Мы не можем еще в селах и пригородах, которые присоединены к Алматы, создать нормальные условия для учебы. А только после этого можно будет говорить о дополнительном образовании и выделении денег на него из бюджета.

По утверждениям чиновников от образования, лучше всего дело обстоит с музыкальным образованием. Сейчас в Алматы 12 музыкальных школ, которые удалось сохранить на балансе департамента образования. В этом году впервые были выделены дотации на фонд заработной платы преподавателям, отметили в департаменте.

Но только чиновники, видимо, не знают, как на самом деле выжили музыкальные школы. Многие перешли под крыло общеобразовательных школ: и за аренду платить меньше, и потенциальных учеников больше. И сейчас руководители музыкальных школ сильно обижаются на чиновников, когда те, отчитываясь о развитии сети внешкольных организаций, включают их во всевозможные списки – как достижения собственной работы.

– Выделялись бы конкретные суммы каждый год, тогда и плату за обучение можно было бы снизить, и больше детей смогли бы посещать музыкальные школы. А сейчас далеко не каждому родителю по карману платить 5–10 тысяч тенге в месяц, – сетует директор одной из алматинских музыкальных школ.

Справка

По состоянию на конец 2006 года в республике функционирует 541 внешкольная организация. Сейчас в среднем по республике, по официальным данным, во всевозможных кружках занято около 12 процентов школьников. По сравнению с 2001 годом сеть внешкольных организаций уменьшилась более чем втрое (с 1727 до 541). Оптимизация особенно сильно коснулась Кызылординской и Жамбылской областей, где количество внешкольных организация уменьшилось в 6 и 5,5 раза соответственно. Оптимизации подверглись не только дворцы школьников и дома творчества, но и республиканские станции юных техников, туристов и натуралистов. Например, количество станций юных техников сократилось в пять раз.

Одним из наиболее массовых и популярных среди детей и родителей является художественное дополнительное образование. В республике на сегодняшний день насчитывается 304 детские художественные и музыкальные школы. Есть еще 16 станций юных натуралистов, 12 станций юных туристов и 17 станций юных техников.

Раз кружок, два кружок – на них поставим крестик

На вопрос о том, есть ли у нас какая-нибудь программа развития дополнительного образования, в городском департаменте образования ответили очень туманно.

– Ни наш департамент образования, ни даже министерство с этим не справится, возможно, об этом должно задуматься правительство и выделить на внешкольные организации средства, – пояснили в акимате, сославшись на то, что работа ведется в рамках Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы. В этом документе внешкольным организациям посвящен только один абзац. Ну и говорится о том, что увеличение сети внешкольных организаций позволит довести охват детей дополнительными программами до 20–25 процентов. Но кто же отвечает за развитие дополнительного образования? Вроде бы министерство создало Республиканский учебно-методический центр дополнительного образования, но о дальнейшей судьбе и развитии сети внешкольных организаций здесь толком ничего не знают.

– Мы не отвечаем за работу организаций дополнительного образования, мы их только курируем и направляем. Разрабатываем стратегию развития дополнительного образования, проводим республиканские меро-приятия, – пояснила заместитель директора центра Галина Баталова. – Собираем на них детей со всей республики. Пишем письма в областные департаменты образования, указываем количество приглашаемых участников, а откуда они нам пришлют 5–10 человек – из школ, дворцов творчества или еще откуда, мы не знаем. Для нас главное, что все эти дети являются школьниками.

А вот сколько дворцов и домов детского творчества будет работать в том или ином городе, зависит от возможностей местных акиматов, вернее, от воли и желания акимов. Нам рассказали, что директор Дворца творчества Алматинской области как-то обратился в администрацию области, а там даже не знали, что это за заведение такое. Заместитель акима очень удивился, узнав, что существуют еще эти пережитки социалистического прошлого.

Если хочешь быть здоров – изучай регламент

Детских спортивных школ тоже не хватает. Хотя в отчетах все выглядит неплохо: в Алматы, по данным управления по делам туризма и спорта, работают 17 детско-юношеских спортивных школ, кроме того действует несколько клубов – баскетбольный, регби, волейбольный, футбольный клуб “Кайрат”, хоккейный клуб “Айсулу”, клуб народно-национальных видов спорта и массовой физкультуры и еще есть клуб для людей с ограниченными возможностями. Всего 29 спортивных учреждений.

Клубы – это почти профессиональные учреждения. В спортивных школах занимаются дети, причем абсолютно бесплатно. В принципе, посещать их может любой желающий, но… если подходит по регламенту о порядке организации учебного процесса в спортивных школах.

– В этом регламенте оговаривается возраст ребенка, с которого необходимо начать тренировки по тому или иному виду спорта, физические данные, состояние здоровья и так далее, – объяснил нам заместитель начальника по воспитательной работе управления по физической культуре и спорту Алматы Сарсен Куранбек. – Например, художественной гимнастикой и фигурными катанием дети должны начинать заниматься с 6–7 лет, акробатикой – с 7–9 лет, бадминтоном, баскетболом, спортивным ориентированием, футболом можно начать заниматься в 8–10 лет, а такими видами спорта, как бейсбол, биатлон, регби, хоккей с шайбой, не поздно начать тренироваться в 9–11 лет.

То есть если вы решили свое 10-летнее чадо научить фигурному катанию, то в спортивную школу его уже не возьмут, придется ходить на платные тренировки. Стоит еще учесть, что спортивные школы выискивают спортивные таланты и ориентированы на воспитание будущих спортсменов.

– По нормативам на 5 тысяч населения должна быть одна спортивная школа. Сами поделите население Алматы на 17 школ и посмотрите, какие “дыры” мы должны закрывать, – отметил Сарсен Куранбек. – На сегодняшний день мы охватываем всего 8 процентов детей школьного возраста. Сегодня из 29 государственно-коммунальных предприятий, которые у нас есть, только 5 имеют свои собственные базы, все остальные пользуются арендованными, а цены очень высоки. К примеру, аренда катка во Дворце спорта для занятий фигурным катанием обходится в 44 тысячи тенге в час.

Спортивные школы тоже финансируются из местного бюджета. Но далеко не всегда этих средств хватает на поддержание материально-технической базы.

Учтите, это все для укрепления и развития, так сказать, профессионального спорта. Но ведь далеко не каждый ребенок может стать впоследствии выдающимся спортсменом, а желание заниматься – да и необходимость! – есть у многих. Как заверили в управлении, о “массовой физической культуре” тоже не забыли.

– В рамках программы “Алматы – спортивный город” планируется увеличение количества подростковых клубов и детско-юношеских клубов физической подготовки, где дети будут заниматься массовой физической культурой. За счет местного бюджета, – пояснил Сарсен Куранбек. – Еще в рамках этой программы будут установлены парковые тренажеры, которыми смогут пользоваться все желающие. В местах массового отдыха горожан планируется открыть около 100 велопаркингов. Проекты инвестиционные, надеемся, что найдем людей, которые ими заинтересуются.

А если не заинтересуются?

Испытано на себеЗа талант придется доплатить!

Рассказы чиновников о том, что есть в городе дома творчества и дворцы школьников, где дети могут заниматься бесплатно, навели нас на мысль об эксперименте: попробуем-ка мы устроить семилетнего ребенка в какой-нибудь кружок. Не тут-то было!

Позвонив по телефонам, которые указаны в каталоге внешкольных организаций, выпущенном департаментом образования Алматы, мы обнаружили, что многие из указанных телефонных номеров попросту неверны.

Тогда мы решили посетить несколько дворцов школьников и домов творчества, чтобы на месте выяснить, можно ли записать ребенка в какой-нибудь кружок.

Первым делом отправились в самую большую в Казахстане внешкольную организацию – Алматинский дворец школьников. Несмотря на действительно большой выбор всевозможных секций и кружков, нам предложили только изостудию и художественную гимнастику.

– Сейчас для детей этого возраста у нас ничего нет. С сентября вы можете записаться на английский язык или шахматы, у них курс начинается осенью, – пояснила сотрудница.

Гимнастика – это сложно, если уж начинать заниматься, то лучше профессионально. Потому мы с дочкой решили записаться в изостудию. Но и тут нас ждало разочарование. Преподаватели чуть ли не в один голос заявили, что группы у них уже укомплектованы. Ребенка они могут взять, – правда, за доплату…

Но, может, нам просто не повезло? И в других домах творчества все будет по-другому?

Обойдя еще три районные организации, мы убедились – бесплатно устроиться просто невозможно. На выбор были предложены танцевальный клуб, кружок вышивания и бисероплетения, который теперь носит громкое название “Сувенир”, и хор. Но бесплатных мест не было нигде.

Как рассказала одна из родительниц, которая водит ребенка заниматься бальными танцами, на вступительном взносе только начинается все “бесплатное”. За свой счет родителям приходится шить костюмы (которые остаются потом у руководителей кружка), оплачивать концертные площадки, чтобы ребенок станцевал на настоящей сцене. Ну и просто доплачивать, чтобы преподаватель не вычеркнул ребенка из бесплатного списка – как якобы бесталанного. За небольшую плату талант обнаружится.

В Республиканском учебно-методическом центре дополнительного образования пояснили, что организациям дополнительного образования разрешается самим зарабатывать деньги и оказывать платные услуги, но таких услуг должно быть не более 30 процентов от всего объема. Преподаватели могут, например, на полставки вести две бесплатные группы, и если данный кружок востребован и есть еще желающие заниматься, то они могут набрать одну-две платные.

– Но на самом деле им это не особо выгодно, поскольку приходится платить за коммунальные услуги, аренду, отчисления в пенсионный фонд – и остается не такая уж большая сумма, – пояснила заместитель директора центра Галина Баталова.

Анна ПАВЛОВА