К вечеру и те и другие стали расходиться по домам. Так получилось, что все мужчины жили в разных поселках, а потому пошли не всей толпой, а разошлись по 2–3 человека или по одному.
Трое друзей – Куанышбек, Жумахан и Асанбай – отправились через поле. А с противоположной стороны, из другой компании, им навстречу вышел Орынбек. Он шагал без попутчиков. И хотя жили они все в одном сельском округе, друг с другом знакомы не были.
Все мужчины были в изрядном подпитии, и где-то посредине поля произошла роковая встреча.
Наказание за подозрение
Как сообщил в своих свидетельских показаниях Асанбай, когда они увидели шедшего им навстречу незнакомого парня, Жумахан и Куаныш сразу заподозрили того в недобрых намерениях. Они решили, что неизвестный либо высматривает скот для кражи, либо намеревается воровать клевер. Бдительные друзья немедленно окрикнули незнакомца и потребовали объяснений.
Что именно ответил Орынбек, никто из троицы точно вспомнить не мог. Однако его ответ не только не развеял подозрений Жумахана и Куаныша, но и наоборот – привел их в ярость. Оба приятеля тут же решили проучить наглеца.
На Орынбека посыпался град ударов. Его били кулаками, ногами. Когда он упал, принялись избивать и лежачего. Асанбай всеми силами пытался унять разбушевавшихся друзей. Но его потуги остались тщетными.
Жумахан и Куаныш благополучно пришли каждый к себе домой и легли спать. Асанбай тоже пришел. Но всю ночь без сна проворочался с боку на бок. Мысли об избитом парне не давали покоя. Уже на рассвете Асанбай отправился к сараю на окраине поля, где они бросили несчастного незнакомца…
Бездыханное тело Орынбека лежало в луже спекшейся крови.
Следствием установлено
Жумахана и Куаныша задержали утром. С похмелья они не сразу вспомнили подробности произошедшего накануне. Но потом признались, что, мол, да, было дело, проучили какого-то чужака, застигнутого на своем поле.
Асанбай, несмотря на то что был обоим задержанным давним приятелем и добрым соседом, также всё подробно рассказал. Жутких подробностей не утаил.
Потом Жумахан и Куаныш поволокли истекающего кровью Орынбека по полю. Протащив метров 100, вновь принялись бить. Потом опять куда-то тащили и опять избивали. Для чего они таскали по полю уже не сопротивлявшегося парня, друзья толком объяснить так и не смогли. В конце концов жертву затащили в сарай на окраине поля. Ударив напоследок его еще несколько раз, оставили несчастного и разошлись по домам
Судебно-медицинская экспертиза, проводившая в ходе расследования обследование убитого, установила, что причиной смерти послужили открытая черепно-мозговая травма, сопровождавшаяся ушибом мозга, а также переломы грудной клетки с последующим обильным внутренним кровоизлиянием. Такие травмы, по однозначной оценке судмедэкспертов, характеризуются как особо тяжкие повреждения. От них человек умирает в считаные минуты.
Также экспертиза зафиксировала на теле Орынбека множество переломов, кровоподтеков и синяков.
Выводы экспертов гласили, что все травмы были нанесены примерно в одно время и соотносятся с временем, когда Орынбек оказался под атакой 2 приятелей.
Правда, судмедэксперты не смогли дать однозначного ответа – в какой последовательности наносились травмы. Были ли смертельные удары, раскроившие череп несчастного и проломившие его грудь, последними в экзекуции. Либо друзья и после этого еще избивали фактически уже мертвого человека.
Против обоих друзей были возбуждены уголовные дела по обвинению в умышленном убийстве, совершенном группой лиц по предварительному сговору. С этой же квалификацией по окончании следствия дело поступило в суд.
В суде адвокаты подсудимых ходатайствовали о переквалификации дела на часть 3 статьи 106 (“Причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего”). Свое ходатайство они мотивировали тем, что обвиняемые якобы убивать потерпевшего не собирались. К тому же брат убитого простил обоих. Ранее никто из подсудимых проблем с законом не имел. У обоих имеются на иждивении малолетние дети.
Специализированный межрайонный суд по уголовным делам Туркестанской области, рассмотрев все обстоятельства дела и в том числе учтя выводы судмедэкспертизы о характере травм, пришел к выводу, что имело место именно умышленное убийство. И по этой статье в ноябре 2019 года оба подсудимых получили по 15 лет в колонии максимальной безопасности (строгий режим).
Убийство или несчастный случай?
Оба осужденных и их адвокаты подали апелляцию. Ходатайствовали о смягчении приговора и переквалификации обвинения на более мягкое. Но больше всего удивил на апелляции гособвинитель. Прокурор полностью согласился с доводами осужденных. Якобы и показания свидетеля в суде первой инстанции были не должным образом проанализированы. За убийство – два года: подробности кровавой трагедии с участием кикбоксера
И сговора на убийство у приятелей, которые по всему полю таскали и многократно избивали потерпевшего, в действительности не было.
Что касается выводов медэкспертов о том, что нанесенные травмы (по крайней мере 2 из них – проломленный череп и вбитая грудь), являются смертельными, прокурор почему-то оставил без внимания. Вернее, наоборот, оценил эти травмы как особо тяжкие, но приведшие к смерти лишь по неосторожности.
Согласились с этой позицией и в уголовной коллегии областного суда.
В результате приговор суда первой инстанции был отменен, действия Куаныша и Жумахана переквалифицировали на статью 106, часть 3.
А тут автоматически уже пошло в ход прощение со стороны потерпевшего. Которого в случае с умышленным убийством закон вообще не допускает. А по менее строгим статьям, в том числе и по 106-й, примирение сторон не только возможно, но и должно учитываться судом.
И хотя у погибшего тоже остались малолетние дети и престарелые родители, брат примирился с обоими осужденными. В итоге друзья получили по 10 лет каждый.
В этом деле принципиальным, наверное, является вопрос: нанесение 2 смертельных ран – это смерть по неосторожности или все-таки убийство?
ШЫМКЕНТ