Движение навстречу Европе

С самим скульптором удалось поговорить накануне открытия выставки в маленьком женевском отеле.

– Волнуетесь?

– Сейчас уже нет. Уже поздно волноваться. Вчера вечером зашел в галерею, посмотрел, как разместили работы, как удивительно выставили свет, чтобы они заиграли, – и успокоился. Хотя, разумеется, выставка в галерее такого уровня – знаковое событие для любого художника, и в любом случае переживаешь: как воспримут? Несмотря на то что у меня есть опыт общения с западной публикой, эта выставка очень важна.

– Что значит для вас показать свои работы именно в Женеве?

– Каждая выставка была для меня определенным этапом, и все они дают толчок для роста, переосмысления того, что я делаю. Но вот эта – по-своему очень особенная.

На самом деле организация любой выставки, а столь престижной тем более, – это труд и помощь многих людей. И я очень благодарен всем! Особенно  национальному перевозчику, компании “Эйр Астана”, за неоценимую помощь в доставке моих работ. Только представьте – нужно было перевезти 800 килограммов “творческого груза” на такое большое расстояние! В прошлом было такое, что я терял свои работы, они получали повреждения, а в этот раз благодаря “Эйр Астане” все было доставлено очень бережно.  

– У вас немало интересных работ – но понятно, что для каждой выставки выбирается лишь несколько из них. Какой идеей вы руководствовались?

– Отбор – достаточно многослойный процесс. И на самом последнем этапе выбирал их сам владелец галереи Bel-Air Fine Art – известный швейцарский коллекционер Франсуа ШАБАНЯН. Я ему представил свои каталоги, около пятидесяти работ, он выбрал из нескольких композиций те, которые, по его мнению, будут близки европейским ценителям искусства и отвечают некоей концепции.

– Это уже известные работы или они были созданы специально для этой выставки?

– Все они экспонировались и в Казахстане, и за рубежом. Но есть работы, которые казахстанский зритель не успел запомнить, они буквально один раз прозвучали – так что, считайте, новые.

– И какая получилась концепция?

– Мы сообща назвали ее – “Движение навстречу”. И эта выставка – первый шаг. Мы достаточно далеко от Европы находимся, и чтобы нас воспринимали, такое движение навстречу друг другу очень важно. Хочу отметить, что казахстанские художники сейчас активно интегрируются в мировое искусство. Нас готовы принимать – это говорит о многом. Если 20 лет назад приходилось объяснять, что такое Казахстан, то сегодня о нашей стране знают. Надеюсь, после таких выставок будут больше знать и о нашем творчестве. Ведь у нас немало интересных художников.

 – Зарубежный зритель воспринимает вас как армянского скульптора или как казахстанского?

– Я не забываю о своей национальности, но живу в Казахстане и считаю его своей родиной. Горжусь тем, что меня воспринимают как представителя казахстанского искусства, это очень большая ответственность. Кстати, когда одну из моих выставок посетил принц Чарльз, он назвал меня казахским скульптором. Мне было очень приятно слышать это. Я считаю это комплиментом.

– Владелец галереи Bel-Air Fine Art Франсуа Шабанян не только коллекционирует произведения искусства, но и продает их. Надеетесь ли вы, что ваши произведения купят швейцарские коллекционеры?

– Если человек не просто говорит вам приятные слова, а готов выложить деньги за то, чтобы иметь ваши работы в своей коллекции, – это лучший комплимент и настоящее признание. В Америке коллекционеры приобретали мои работы, у них есть такая традиция – приглашать мастера, чтобы он сам поместил свои произведения в экспозиции. И когда я видел свои работы рядом, например, с картинами Пикассо, – это был совершенно другой уровень осмысления.

– Ваша выставка проходит в канун Нового года. Можно ли сказать – все мечты исполнились?

– Выставка – это не билет в один конец, обязательно должно быть продолжение. И у меня есть планы на будущее.

– Какие?

– О, это будет сюрприз!

Удалось нам поговорить и с владельцем галереи Bel-Air Fine Art Франсуа ШАБАНЯНОМ.

Он – истовый коллекционер и пропагандист современного искусства, считает, что работы мастеров разных стран должны путешествовать по миру, ведь искусство – это универсальный язык, который понятен всем. И в этом году, как он сам признается, ему посчастливилось познакомиться с настоящим Мастером – казахстанским скульптором Эдуардом Казаряном.

– Я очень любопытный. У моей галереи есть контракты с признанными художниками мирового уровня, они выставляют в моей галерее свои работы, но я всегда ищу новые имена. Ежегодно мне поступает около 500 заявок от мастеров со всего мира, и я отбираю из них, может быть, двух-трех – тех, чьи работы мог бы выставить в своей галерее, ведь мне нужно поддерживать высокий уровень. Но Эдуарда Казаряна мне преподнесли как подарок!

– Вам настолько понравились его работы?

– Я сразу понял, что это очень сильная и талантливая личность, настоящий Мастер мирового уровня.

– Это ваше первое знакомство с казахстанским искусством?

– Да, первое. Я бывал во многих странах, ездил в Россию, недавно проводил выставки в Китае и Индии. Надеюсь, теперь, после столь впечатляющего знакомства со скульптором из Казахстана, побывать и в вашей стране, познакомиться с творчеством ваших мастеров. Я уверен – будет много открытий.

Благодарим компанию “Эйр Астана” за помощь в организации интервью.

Кстати, движение казахстанского скульптора навстречу европейцам выразилось еще в одном шаге: на следующий день после открытия своей выставки Эдуард Казарян провел мастер-класс для маленьких жителей Женевы – ребятишек 6–11 лет. Общение получилось очень познавательным!

Такие мастер-классы скульптор уже устраивал для казахстанских школьников в Алматы и Атырау, и работы юных художников, созданные тогда, отправились в Париж.


Алматы – Женева