Да и грузовой автотранспорт не отстает - рост казахстанской экономики сегодня требует резкого увеличения объемов грузоперевозок, которые, в основном, осуществляются автомобилями.
Подсчитано, например, что только через один Алматы ежедневно проезжают до 90 - 100 тысяч единиц транзитного грузового автотранспорта, что создает огромную нагрузку на сравнительно отсталую дорожную сеть города и пригородов, а также ведет к увеличению опасности дорожно-транспортных происшествий.
Безопасность - это слово становится ключевым для уточнения и определения различных аспектов государственной политики. Угрозы технологической цивилизации, которые еще двадцать - тридцать лет назад только предрекали футурологи и социологи, вышли сегодня на повестку дня.
Любое техническое или технологическое достижение современности несет в себе "зубы дракона", угрозу людям. Это очень ярко видно на примере ситуации с безопасностью на дорогах.
Следует отметить, что специалистами в этой сфере отмечена интересная тенденция: чем размеренней, стабильней живет государство и общество, чем богаче материальные и интеллектуальные возможности его и его граждан - тем успешнее решается проблема безопасности дорожного движения.
Например, Советский Союз в пору своего увядания не представлял из себя примера процветающего общества, однако его организационные и материальные возможности были достаточно велики, системность в решении значимых социальных вопросов также не вызывала никаких сомнений - и в течение десяти - пятнадцати последних лет существования страны количество дорожно-транспортных происшествий регулярно сокращалось.
Но Союз распался, на его просторах возникли новые государства и кризисный, тяжелый период их становления сразу же внес в эту статистику свои коррективы.
Начиная с 2001 года в Казахстане стабильно растет как количество дорожно-транспортных происшествий, так количество таких инцидентов с тяжелыми последствиями. На недавнем совещании представителей стран СНГ по проблемам развития автодорог и улучшению безопасности дорожного движения эти проблемы стали главной темой обсуждения.
В 2001 году в Казахстане зарегистрированы 1123 ДТП, в 2002 - уже 1426, в 2003 - 1516, а за 9 месяцев этого года - 1926 ДТП, в результате которых погибли 828 и ранены 2878 человек.
Особую тревогу у специалистов вызывает тот факт, что наибольшее увеличение ДТП именно с тяжелыми последствиями наблюдается на участках дорог после их реконструкции и реабилитации. С подобным же парадоксом столкнулись американцы на заре массовой автомобилизации страны. Некоторые психологи объясняют это так: гладкое, новое, уходящее за горизонт шоссе словно вызывает у водителей эйфорию, желание мчаться по нему с предельной скоростью. Тем более, когда под тобой - мощная, современная машина, набирающая скорость за считанные секунды, причем стремительность этого движения внутри салона субъективно водителем не ощущается. В результате достаточно малейшей случайности - струйки песка под стремительно вращающимся колесом или маленького камушка, выбоинки на дороге, как машину заносит, водитель не может справиться с управлением - и трагедия свершилась…
В 2003 году на участке Алматы - Астана - Бурабай, наиболее современной казахстанской дороге, произошло 248 ДТП, при которых погибли 134 и ранены 383 человека. За девять месяцев этого года на этой же автодороге, протяженностью 1400 км, уже произошли 251 ДТП (13% от всего их количества), при которых погибли 147 (18%) и ранены 416 человек (15%).
Из этого все специалисты по безопасности делают вывод, что основными причинами ДТП являются превышение скорости и выезд на полосу встречного движения при совершении обгона.
Для сравнения скажем, что из-за скользкого покрытия дороги и других сопутствующих факторов (плохая видимость, дефекты дорожного покрытия, поломка автомобиля и пр.) за прошедшие 9 месяцев этого года произошли всего 21 ДТП, в результате которых погибли 2 и ранены 36 человек.
Цифры, как видим, несопоставимые. Подавляющее количество ДТП с тяжелыми последствиями за городом происходят на ровных, прямых участках дороги, с хорошей видимостью, как днем, так и ночью. Очевидно, такая благоприятная обстановка усыпляет бдительность водителя, не подозревающего, что главный его "враг", главная его угроза находится не вне, а внутри автомобиля, даже внутри его собственной головы.
Обманчивое ощущение безопасности при скоростях, которые природой для человека не предусмотрены, играет с ним порой горькую и жестокую шутку…
В этой ситуации есть что-то мистическое и недаром этим явлением заинтересовался даже такой мастер саспенса, как Стивен Кинг, подробно разбиравший эти ситуации в одном из своих произведений. Ну, действительно, не странной ли и загадочной покажется картина, когда в солнечный яркий день, на прекрасной широкой дороге, стремительно мчащаяся машина вдруг слетает с дорожного полотна и разбивается буквально в лепешку, убивая и калеча всех, кто в ней находится?
Американский писатель рассматривает самые разные возможные причины такого необъяснимого явления, от пресловутой фрейдистской "жажды смерти", которая "просыпается" вдруг при овладении человеком запредельных для него скоростей движения, до неожиданного укуса насекомого, который на мгновенье отвлекает внимание человека от дороги, и которого хватает, чтобы непоправимое свершилось.
Что ж, этим объяснениям не откажешь в оригинальности и они вполне имеют право на существование. Впрочем, сегодня, когда на дорогах снуют не тысячи, а миллионы, сотни миллионов автомобилей, любое, даже самое сверхоригинальное объяснение ДТП - уже не феномен, а статистика. Причем статистика с весомой экономической составляющей. Каждое ДТП - это не только личные трагедия и горе, но и ощутимые экономические потери. В США, например, они составляют до 5% ВВП, у нас в Казахстане - до 3 - 3,5 % ВВП.
Специалисты считают, что безопасность дорожного движения имеет много аспектов, это проблема, которую должны решать как на государственном, так и на общественном и даже на психологическом уровне. Например, состояние автодорог в стране - это сфера государства, поскольку платных дорог в стране еще нет и бизнес сюда не идет. Что мы видим? Всего в Казахстане 85 тыс. километров автодорог, из которых дороги республиканского значения составляют 23 тыс. км, из которых, в свою очередь, только 13 тыс. км считаются дорогами международного значения.
Если судить по техническим характеристикам автодорог, то из 23 тыс. км трасс республиканского значения 72% имеют III техническую категорию и только 1% относят к первой категории, с четырехполосным движением. Интенсивность на трассах международного значения составляет 2000 - 2500 автомашин в сутки, что соответствует именно третьей категории большинства автодорог. Наибольшая интенсивность автомобильных потоков наблюдается в стране на трассах Алматы - Бишкек и Алматы - Хоргос. Как это ни странно звучит, но, судя по всему, именно ограниченное число хороших автодорог уберегает казахстанцев от еще большего роста ДТП…
Что же делать, как выйти, или, скорее - как выехать из этого "заколдованного круга"?
Казахстанский Комитет автомобильных дорог и строительства инфраструктурного комплекса имеет свои подходы к решению этой проблемы. Ежегодно им принимается Целевая программа по обеспечению безопасности дорожного движения на дорогах республиканского значения, которой предусматривается устранение различных аварийно - опасных дорожных участков, установка в необходимых местах ограждений, указателей и дорожных знаков. Важной новацией стало установка на участке дороги Астана - Боровое (наиболее проблемном с точки зрения ДТП) 18 панно, на которых идет обновляемая информация водителей о количестве ДТП на этой дороге и числе погибших. Простой и доходчивый, судя по всему, метод - после установки панно количество ДТП несколько сократилось. Идет пропаганда соблюдения Правил дорожного движения, соблюдения дорожных знаков и через СМИ.
В общем, государственные службы делают, что могут. Но никакое государство не сможет контролировать водителя за рулем постоянно, никто не сможет задержать его ногу, "притопившую на газ" на прямой, как стрела, трассе. И поэтому решительный перелом в проблеме обеспечения дорожной безопасности наступит не раньше, чем люди сами осознают ценность и хрупкость своей и чужой жизни, заключенных в груду штампованного и крашенного металла. По статистике до 70 % водителей попадают в ДТП не чаще 1 раза в десять лет, а 20% вообще никогда не попадают в дорожные неприятности! Значит, правильно, аккуратно и безопасно для себя и других водить машину - вполне возможное дело.