Двигатель спорта, а не азарта: в Казахстане начинают понимать суть букмекерского бизнеса

Кризис – не зло, а новые возможности?

Как ни странно, история показывает, что политические и экономические кризисы не оказывают негативного влияния на индустрию ставок на спорт. Даже напротив: в такие периоды количество ставок, да и общая активность любителей беттинга (то есть любителей ставить у букмекера пари на спортивное событие) резко возрастают.

Наглядным примером служит статистика соседней России, которая уже три месяца является воюющей страной со всеми сопутствующими издержками: гибелью тысяч солдат и офицеров, “адскими” санкциями стран Запада и беспрецедентно высоким уровнем стресса среди населения. Статистика одной из крупных российских букмекерских контор (бренд называть не будем, дабы избежать ненужной рекламы) показывает, что в столь тяжелые времена люди еще больше нуждаются в психологических отдушинах, позволяющих отвлечься и испытать яркие эмоции. Так, в апреле текущего года, на фоне нарастающего напряжения в войне и “провальных” для многих в РФ новостей про отвод войск из-под Киева и из северных областей Украины, а также резкого роста потерь на Донбассе, количество ставок в данной БК выросло на 38 % по сравнению с февралем. Как отметили представители организации, “несмотря на массовые отстранения российских спортсменов и целых команд от участия в различных международных турнирах, наши болельщики всё равно продолжают следить за спортом. И продолжают делать ставки – больше и больше”.

В Казахстане на фоне всех этих событий также наметился кризис, взлетели розничные цены, начался традиционный долларовый ажиотаж с очередями у обменников. Но при всем том отечественные букмекеры тоже с осторожным оптимизмом отмечают, что у них всё хорошо, – по крайней мере, клиентов не убавилось.

Что, несомненно, является хорошей новостью также и для ряда крупных казахстанских спортивных клубов, которых на постоянной основе спонсируют БК.

Часть индустрии развлечений

Вместе с тем в последние недели, очевидно, наметился и перелом в информационном поле и общественном мнении по отношению к букмекерам. Обвинения в их адрес (где обличители игорной индустрии по-прежнему путают букмекеров с казино, лото-залами и прочими азартными сферами, демонстрируя свою полную некомпетентность в теме) сменились пространными рассуждениями о том, почему мы до сих пор не используем мировой опыт поддержки массового спорта со стороны БК.

И действительно – почему? Тем более сами представители этого бизнеса неоднократно высказывали желание узаконить и как-то оформить в правовом поле свою регулярную спонсорскую поддержку спортивным федерациям, отдельным командам и спортсменам, которую они сегодня оказывают полностью на добровольной основе. И, между прочим, объемы такой поддержки исчисляются многими миллиардами тенге в год. А могли быть еще больше, если бы спонсорская деятельность букмекерских контор была формализована и осуществлялась в рамках четких взаимных обязательств государства и БК, как это принято во многих развитых странах.

Заметим, что именно такое отношение к букмекерам – как к главному “финансовому локомотиву” большого профессионального спорта – сложилось в большинстве государств Запада.

Например, в Великобритании, где спонсорские контракты БК с футбольными клубами и различными спортивными федерациями исчисляются десятками миллиардов фунтов ежегодно. Вообще, в тех странах, где государство находится в четко выстроенных партнерских отношениях с букмекерской индустрией, общественное мнение, конечно, не боготворит букмекеров. Но там общество также исходит из того, что ставки на спорт в их классическом виде не могут стать причиной игорной зависимости у людей. Всё дело в том, что игру в букмекерских конторах на Западе никто не пытается представить как источник постоянного дохода (что всячески пропагандируют разные сомнительные сайты в Интернете в странах третьего мира). Якобы возможный постоянный достойный заработок на спортивных ставках – миф, эксплуатируемый мошенниками, стремящимися облапошить доверчивых новичков, и не более того.

В общественном мнении развитых стран давно сложился консенсус по поводу того, что выигрыши и проигрыши прогнозистов на спортивных ставках – это просто развлечение. Обычное увлечение, хобби, приносящее любителю спорта множество дополнительных ярких эмоций. Пари на то или иное событие (на победу или проигрыш команды, гол, пенальти, определенный счет), действительно, особенно популярны среди болельщиков, так как это увеличивает интерес к просмотру матча, заставляет активнее переживать за происходящее. Какая тут игорная зависимость? Какие проигранные состояния, дома или квартиры? Строго говоря, клиент БК элементарно покупает эмоции за символические 10 или 50 долларов – так же, как билет в кинотеатр или на прыжок с парашютом.

БУКМЕКЕРЫ – как двигатель спорта

Признавая букмекерство частью развлекательной индустрии, эту отрасль сегодня рассматривают как неотъемлемую часть самого спорта как такового. Являясь высококонкурентной и высокодоходной средой частного бизнеса, букмекеры одновременно выступают крупнейшим спонсором и, по сути, основным финансовым драйвером спорта во многих развитых странах. Достаточно сказать, что бюджеты большинства клубов Английской премьер-лиги основаны на спонсорских контрактах именно с ведущими букмекерами. Доля других поступлений в бюджет АПЛ, включая и государственные ассигнования, и спонсорские пожертвования частного капитала, вместе взятые, сегодня существенно меньше половины.

По сути, БК стали двигателем профессионального спорта в развитых государствах, и это – не преувеличение. Вот почему сегодня во всем мире букмекерские компании воспринимаются как неотъемлемая часть спортивной индустрии.

Все букмекеры без исключения так или иначе поддерживают клубы, лиги и федерации как финансово, так и с точки зрения маркетинга (достаточно вспомнить футболки игроков “Ливерпуля” или “Манчестер Юнайтед” – на них постоянно красуются лейблы букмекерских контор).

Стоит отметить, что букмекеры в западных странах вкладываются в развитие спорта не только из чувства социальной ответственности и не только из-за того, что эта их обязанность прописана законодательно. Они делают это в первую очередь ради чистоты спортивной сферы, чтобы там не было коррупции и “теневых схем”, в чем БК заинтересованы не меньше, а может быть – даже и больше, чем спортивные власти.

В свое время, лет 30–40 назад, коррупция в спорте и пресловутые договорные матчи стали настоящим бичом букмекерской отрасли. Игры с заранее известным узкому кругу лиц результатом позволяли мошенникам буквально разорять букмекерские конторы. Заслон этой практике был поставлен не только с помощью доработки правил (теперь любой букмекер автоматически аннулирует ставку при первом подозрении на мошенническое поведение клиентов), но и прямым участием букмекеров в деятельности клубов. Становясь титульным спонсором команды, клуба или федерации, букмекерская компания получала прямой доступ к менеджменту и, соответственно, возможности полностью контролировать и пресекать изнутри все возможные теневые взаимоотношения.

Осознание того, что беттинг не является “азартным бизнесом” в его классическом понимании, а скорее представляет собой часть спорта (ибо именно спортивные болельщики во всем мире сейчас формируют основу всей клиентской базы букмекеров), постепенно приходит и к нам, в Казахстан.

Хотя понимают это, к сожалению, пока не все. Тот факт, что букмекерские ассоциации и отдельные казахстанские БК давно являются генеральными спонсорами ряда ведущих футбольных клубов страны, широко известен в спортивном сообществе, но он почему-то стал новостью для отдельных депутатов парламента из числа “штатных критиков” беттинговой индустрии. А взамен – ничего. Зачем букмекеры Казахстана массово поддерживают спорт

Сейчас, как уже отмечалось, на наших глазах происходит смена приоритетов. Одновременно с предложениями ряда лоббистов дополнительно “зарегулировать” и без того четко выстроенные правовые и налоговые регламенты функционирования БК, в Казахстане наконец-то зазвучали предложения полностью узаконить спонсорскую деятельность букмекеров в спорте. Появились идеи поставить на постоянную основу финансирование беттинговыми компаниями сферы детского спорта, особенно в регионах, в сельской местности, где по-прежнему заметна острая нехватка ресурсов и тренерских кадров. Всё это свидетельствует о постепенном переосмыслении роли и места букмекерского бизнеса в обществе. Как и о том, что персоны, которых у нас привыкли называть “политическим истеблишментом” или “центрами принятия решений”, наконец-то разобрались в вопросе, перестав путать букмекеров с казино, тотализаторами, лотерейщиками и прочими рулетками-картами.

Алексей ИКОННИКОВ, АЛМАТЫ