Активисты Национальной лиги потребителей подали 1,5 тысячи заявлений по фактам продажи поддельной водки в магазинах.
– Здравствуйте, у вас водка недорогая есть?
– Конечно! Вот, выбирайте, – продавец небольшого магазина в рабочем районе Алматы показывает на стеллаж, заставленный алкоголем на любой вкус. Здесь и дорогие напитки – коньяк, виски, текила, средние – по цене 1,5–2 тысячи, и совсем дешевые – меньше чем за тысячу.
Внимание Светланы РОМАНОВСКОЙ, президента Национальной лиги потребителей, привлекли три бутылки. Одна стоит 600, вторая 800, третья – 850 тенге.
– Мы представители Национальной лиги потребителей, – сказала она. – Нам сообщили, что вы торгуете поддельной водкой. Поэтому мы приехали и сделали закуп. Обязательно отправим вашу продукцию на экспертизу. Распишитесь, пожалуйста, здесь, в том, что эту водку мы купили у вас.
Легкие деньги
Нижняя граница цены, по которой водку сегодня можно законно продавать в Казахстане, – 950 тенге за пол-литра. Основную часть из стоимости занимает акцизный сбор, читай: специальный налог в бюджет страны. С бутылки – больше половины – 510 тенге. И как здорово упадет цена, если этот налог не платить!
На каждом ликероводочном заводе спят и видят, как бы избавиться от акцизов законно. Или без особых потерь.
Пока выходит так, что можно лишь гнать неучтенный товар, на который надо приклеить поддельную учетно-контрольную марку (УКМ). Да, это незаконно. Да, опасно. Очень опасно. Если комитет госдоходов прознает, что из конкретного завода выходит лишняя продукция, то меры будут жесткими. Вплоть до отзыва лицензии у предприятия. Но легкие деньги так манят!
Для борьбы с левым товаром министерство финансов заказало и запустило приложение для мобильных телефонов и компьютеров “Wipon”. Оно позволяет сканировать акцизную марку и сверяет ее на подлинность с базой данных комитета госдоходов. Примерно такой же сервис по проверке УКМ запущен на сайте комитета.
С начала года в магазинах страны покупатели, а также активисты Национальной лиги потребителей обнаружили и сообщили в КГД об 1,5 тысячи фактов продажи контрафактной продукции в розничных магазинах. За шесть прошедших месяцев итог отличный. В прошлые годы результаты были просто нулевые. Приложением пользовались в основном специалисты, работающие в сфере продажи алкоголя. Сейчас его скачивают и неравнодушные покупатели. Не дай себе просохнуть: почему водка в Шымкенте стоит так дешево
По информации лиги, контрафакт регулярно находят во всех регионах страны. И приблизительно равномерно – за полгода в каждой области было зарегистрировано примерно по 60–70 заявлений. Опыт подсказывает, что в любом магазине Казахстана, в принципе, можно найти или подделку, или контрафакт. Было бы желание.
Бутылка бутылке рознь
В принципе, находок было бы больше, если бы сами налоговики упростили порядок передачи информации о контрафакте. Когда в прошлом году “Wipon” только разработали и представили, то основной его функцией был не поиск поддельной водки, а возможность понять, насколько в законе конкретная бутылка, чтобы у человека был выбор покупать этот товар или нет. Главное, чтобы потребитель остался жив и здоров. Но потом оказалось, что в приложении заложена возможность подачи заявления по факту контрафакта. И тут возникла закавыка.
Как работает “Wipon”? Сканирует штрих-код на акцизной марке и сверяет информацию с базой данных самого КГД. Если информация есть, то сообщает вид продукции, его марку и объем.
Например, коньяк “Казахстанский” 0,7 литра. Совпадает – тогда все нормально. Если совпадения нет хотя бы по одному пункту, то это подделка или контрафакт.
Но самое главное: теперь приложение предлагает бутылку купить, чек сфотографировать и отправить все эти данные в КГД. Но такой вариант срабатывает не всегда, говорят в лиге потребителей. В большинстве случаев налоговики попросту игнорируют эти сообщения, так как у них нет права проверять мелкие магазины и киоски из-за моратория на проверки МСБ. Как же быть?
Активисты лиги нашли, как обойти правила.
Самый действенный вариант – взять саму бутылку, принести ее в территориальное управление КГД и уже там подать письменное заявление, где следует указать магазин, в котором был куплен алкоголь, и приложить чек.
Тогда там должны принять заявление и начать по нему производство. Так как у КГД нет права уголовного преследования, то налоговики могут собрать материал и передать в суд, который уже привлечет хозяина магазина к административной ответственности за реализацию контрафактной продукции.
Третьего не дано…
– Мы взяли четыре вида водки и узнаем, насколько она безопасна или нет. Сейчас отправим товар на исследование в одну из сертифицированных лабораторий. Но интересно другое, – Светлана Романовская возмущенно трясет двумя бутылками, будто гранатами. – Мы проверили их через приложение “Wipon”. Все акцизные марки на бутылках зарегистрированы и прошли через базу! Почему тогда такая низкая цена?! Вот и посмотрим, как эта система работает!
Это только первый рейд. Их лига будет проводить еженедельно по тем магазинам, в которых, как сообщают, есть поддельная или неучтенная продукция.
Ассоциация “КазАлкоТабак” провела свое исследование, и оказывается, что в Алматы 27 процентов, почти третья часть, контрафактная. А в селе доля неучтенки – все 60 процентов.
Всё это деньги, проходящие мимо казны.
По расчетам “КазАлкоТабак”, нелегальны каждые две из пяти бутылок водки, выпитой казахстанцами. С этих двух бутылок не заплачены налоги. А всего из бюджета страны украдено таким образом более 40 миллиардов тенге. Мы своего допьемся: Производители водки из Казахстана жалуются на жесткое регулирование российского рынка
…будем пить вдвоем
– У нас есть волонтеры. Мы открыли академию потребительского образования на базе Каспийского университета, – рассказала Светлана Юрьевна. – Обучаем преподавателей вузов, а те, в свою очередь, – студентов. Мы попросили студентов посмотреть в магазинах, в своих районах, где они живут, есть ли водка по цене ниже 950 тенге. Здесь живет один из наших волонтеров. Он нам и сообщил. Как видите, человек был прав.
Если это нормальная водка, то мы обратимся к производителю, чтобы он дал разъяснения, почему такая цена стоит на его продукцию?
Уплачены ли налоги, акцизы и все остальное?
– Извините, вы не могли бы позвонить хозяйке магазина, – на выходе нас догнала продавец. – Вот ее номер.
Позвонили. Женщина по имени Жанат, была в недоумении.
– У нас поддельной водки нет. Как надо не дружить с головой, чтобы продавать такое? Весь товар у нас от официальных поставщиков. На всю продукцию есть документы. А что цены низкие, так люди у нас разные живут. Каждый берет по средствам. Кто виски пьет, а кто и водку. Что у нас спрашивают, такую мы и заказываем у поставщиков.
АЛМАТЫ