Два шага до полета

Задав свои вопросы непосвященным людям, я услышал однотипные ответы: “Те, кто не дорожит своей жизнью” или “Это ребята, у кого много свободного времени и денег”. И лишь один человек после недолгих раздумий с улыбкой ответил: “Это те, кто прыгает с парашютом вверх”.

Как бы абсурдно это ни звучало, но он, как никто другой, был близок к истине. Небо… Человек всегда мечтал его покорить. Но дело в том, что небо покорить нельзя. Ему можно довериться. С ним и в нем можно жить. А судьбы тех, кто опрометчиво вознамерился его покорять, известны любому школьнику. Что же так страстно влечет людей в небо? Любители и профессионалы отвечали: “Я с детства мечтал…”. Будто сговорились. Хотя кто же в детстве об этом не мечтал?! На самом деле простому смертному, живущему в круге “дом – работа – дом – по выходным пикник”, трудно понять того, кто устремляется в небо и при этом тратит время, деньги и, наконец, рискует здоровьем. Летающий люд – их называют “парапланетяне” – приводит различные аргументы в пользу полетов. Для одних – это любимая работа или ее часть. Для других – отдых и развлечение. Для третьих – способ самоутверждения. Для четвертых – побег от бытовых проблем и… да что угодно! Каждый находит свое. Небо одно на всех, но принять оно готово каждого, кто относится к нему с уважением.

 – Парапланеризм – это умение ждать и умение не терять времени. Это покой и блаженство в сочетании с напряженной работой, – отметил “Каравану” Юрий КУЛИКОВ, инструктор клуба парапланеристов “Самурык”. – Это полный контроль разума над душой и телом и полная гармония этих трех составляющих человека. Это состояние отрешения и созерцания, но при этом постоянная готовность к решительным действиям. Небо – это стихия, где нет понятий национальности, политики, пола и вероисповедания. Это океан ощущений, чувств, желаний. Небо – это упорный труд, но и достойная награда за него. Каждый выезд на полеты – маленький праздник, причем абсолютно непредсказуемый. Может, ты просто слетишь с 300-метровой горы Ушконыр или будешь парить с час в полукилометре над землей. А может, повезет с погодой и удастся “выпарить” под облака на высоту две тысячи и по улице облаков, как по дорожке, улететь на десятки километров. И даже если не будет полетов, ты увидишься с единомышленниками. Они, как и ты, уже не представляют себя без неба. Пообщаешься, почерпнешь новые знания и просто хорошее настроение...

Куликов вот уже 17 лет “как на небе”. Он с готовностью заявляет, что более безопасный летательный аппарат, чем параплан, найти весьма проблематично. Безопасность создается за счет низкой скорости, склонности учебных моделей к самостоятельному выходу на стационарные режимы планирования и из-за минимальных требований к площадке для посадки. Параплан прост в обучении и прощает весьма грубые ошибки пилота. Он является самым легким (6–8 кг) и самым доступным пилотируемым аппаратом. По словам Юрия, приличное, бывшее в употреблении оснащение для полета можно купить за 1000 долларов. И в Алматы уже существуют специализированные магазины по продаже всего необходимого. К юго-западу от города, в отрогах Заилийского Алатау, расположено высокогорное плато Ушконыр. Здесь находится один из самых известных в СНГ дельтадромов.

– На северном краю плато расположена трехглавая широкая вершина, ее еще со времен Советского Союза облюбовали дельтапланеристы, – говорит Юрий Куликов. – Более 20 лет взмывают отсюда дельтапланы и парапланы. На горе Ушконыр регулярно проводятся соревнования: Кубки СНГ, чемпионаты Казахстана и Азии. Общая зона, разрешенная для проведения полетов, имеет площадь приблизительно в 500 квадратных километров. На территории дельтадрома есть множество пригодных для выполнения полетов склонов. Собственно, там и проводится обучение тех, кто решился приобщить себя к небу. Обучение длится три месяца. Позволить уроки себе могут даже работающие студенты. Было бы желание.

В теории, конечно, все выглядит красиво и просто. Но так ли это на самом деле? Думаю, читая эти строки, вы скажете себе: “Да, вполне возможно, что интересно и круто, но страшно ведь… и опасно, когда под тобой пусть даже 100 метров. И времени это отнимает много, а с нашим темпом и графиком жизни подобные увлечения не очень вяжутся…”.

– Чушь, – убежден мой новый собеседник.

– Эм… Для начала, пожалуйста, представься.

– Ах, простите. Я – Костя, парапланеризмом занимаюсь почти два года. Занимаюсь сборкой мебели, причем денег хватает как на саму жизнь, так и на полеты. У меня еще нет собственного “крыла”, хотя все к этому и идет, но у нас в школе полетов предоставляется все нужное оборудование. Спасибо Евгению Орешкину, главе школы и клуба “Самурык”, его называют в народе главным парапланеристом Казахстана.

– Расскажи про свой “первый раз”. Было страшно?

(Смеется.) Признаюсь честно, было страшно. Но даже тогда, когда я уже спланировал с небольшой горки и мягко приземлился на землю, еще долго сердце билось, а руки тряслись от избытка адреналина. Торопясь сложил параплан в рюкзак и вновь начал карабкаться на гору. Постепенно набираясь опыта, я уже не просто слетал с горы за несколько минут, а плыл наравне с облаками, шестым чувством угадывая восходящие потоки и удерживаясь в них. Я понял, что до сих пор жил в двухмерном горизонтальном пространстве, а теперь неожиданно открыл для себя третье измерение – вертикаль.

– В Казахстане на парапланеризме можно заработать?

– Можно, но ровно столько, чтобы хватало на простую жизнь. А большего нам и не надо. У нас есть то, чего нет у большинства людей. Небо. Если парапланеризм для кого-то тяжелый труд и заколачивание денег, то долго он не продержится. Либо сам уйдет, либо небо его скинет с себя за бездушное отношение. Нельзя бесконечно брать, не отдавая взамен. Принимая от неба в дар чистый восторг завораживающего чувства полета, мы должны отдавать ему почтение, подготовленность и любовь. Небо не любит фальши, но вознаграждает за искренность.

Борис КАЛАЧЁВ, Алматы