Душа поэта, слово прапорщика

МОГ БЫ КУПИТЬ КВАРТИРУ…

– Вы учились на режиссера игрового кино, а стартовали и стали известны как актер…

– Я начал сниматься в “Тюльпане” на втором курсе. Не могу сказать, что с этого момента стал актером, но для меня фильм был хорошей школой длиной в четыре года. Съемки порой длились по 8 месяцев, я часто пропускал занятия, но, к счастью, среди преподавателей были понимающие люди. За время работы над фильмом я многое понял и теперь хочу сделать свою короткометражку. Собираюсь заняться ею летом.

– О чем ваш сценарий?

– Это простая история про сельского мальчика. Я 20 лет прожил в ауле и не могу снимать о городе. Я не чувствую городскую жизнь, даже после пяти лет в общежитии не знаю, как живут настоящие городские люди. Если начну снимать про городских – это будет ужасно. Мне кажется, что любая жизненная история интересна. Раньше в советское время люди были начитанными, могли цитировать Шекспира. А сейчас не знают, кто такие Моне, Модильяни, не слушают Моцарта. Конечно, когда они приходят на арт-хаусный фильм, им кажется: что за фигня? Лучше “Аватар” посмотреть.

Например, во Франции есть предмет “история кино”, где показывают всю классику. У людей появляются вкус и понимание. Мы ведь тоже читали в юности Хемингуэя и Достоевского, не понимая тогда их до конца, а сейчас осознаем, насколько это было правильно. Мне кажется, у нас должны быть специальные кинотеатры, где демонстрировались бы интеллектуальные фильмы.

– Собираетесь кому-то предложить свой сценарий?

– Буду снимать сам. На свои деньги. Анджей Вайда сказал такую интересную вещь, что у артхаусного режиссера должна быть “душа поэта, а слово прапорщика”. То есть он должен всего сам добиваться. Не так что скинул продюсерам свой сценарий и сидит ждет. Наступило такое время, что нужно быть и продюсером, и актером, и режиссером. Ты сам должен знать процесс от съемок до производства дисков. У меня сейчас такой переломный момент, когда только от меня зависит: сделаю я по-настоящему хороший фильм или все потеряю. Я, может, мог бы купить квартиру, но предпочитаю снять свой фильм…

МЫ – НОМАДЫ

– Откуда вы родом?

– Я всю жизнь прожил у бабушки в маленьком ауле Кенес под Павлодаром. Родители живут в России, занимаются животноводством. Я хотел стать педагогом физической культуры – мне нравились игровые виды спорта, и подумал: может, из меня выйдет хороший тренер? Когда я уже собрался поступать, мне на глаза попалась маленькая книжечка по вузам Казахстана, где я увидел специальность “режиссер”. Сердце екнуло, понял, что это мое.

– Были противники вашего выбора?

– Все говорили: “Не езжай, Алматы та-а-кой страшный город!” или “Поступай в Павлодарский ПГУ, как нормальные люди, зачем тебе эта режиссура?”… Для наших сельчан было дико ехать в такой большой город, никто из них до той поры не уезжал сюда. Представьте, весь аул отговаривал, но бабушка поверила в меня. Продав телку, она дала мне 10 тысяч тенге, с ними я и приехал в Алматы.

– О чем была ваша дипломная работа?

– О взаимоотношениях сына и отца. Мое мнение: она вышла не очень удачной, хотя многие хвалят. Американский режиссер Джим Джармуш, потеряв свой первый фильм, никогда не пытался его искать, говорил, что ему “стыдно за него”.

– История, которая произошла в фильме, могла случиться в реальности?

– На 100 процентов уверен, что могла. Я знаю человека, который получил высшее образование в городе, а потом все бросил и уехал в аул, где сейчас пасет овец. Мы не должны стесняться нашей культуры. Почему, когда мы презентуем Казахстан, всегда делаем акцент на горы или город? Для европейцев это неинтересно. Например, в Дубае работают миллионы строителей. Зачем им показывать наши башни? Этим мир не удивить. Мы не должны стесняться того, что номады. Наоборот, это может быть нашим рекламным ходом. Надо обращаться к корням.

СТУДЕНТАМ – БЕСПЛАТНО

– В Каннах “Тюльпан” победил во второй по значимости программе “Особый взгляд”. Когда парень из аула после первой же своей картины попал на этот фестиваль, взрыва в голове не случилось?

– Это было классно! Для любого киношника Канны – это Мекка кино. Только представьте, что все люди, которые там находятся, очень хорошо разбираются в кино. И две недели все говорят и думают о кино!

Вообще, для меня каждая поездка – это обогащение. Мне интересно посмотреть, как живет простой народ – они ведь душа страны. В Дубае заходишь в трущобы – как будто попадаешь в Индию или Пакистан.

– После “Тюльпана” у вас были еще работы в кино?

– Аманжол Айтуаров пригласил меня на роль второго плана в картину “Елимай”, она уже отснята. Также принимаю участие в студенческих кинопроектах. Если история мне интересна, если она интеллектуальна, то снимаюсь бесплатно. А если чувствую, что фильм коммерческий и люди душу не вкладывают, то называю свою цену. Я начал любить кино и понял, что хорошего результата добиться очень сложно. Просто так ничего не дается, над каждым словом надо работать и работать!

ИСКУССТВО НЕ РАДИ ДЕНЕГ

– А какие фильмы вы предпочитаете смотреть?

– Однозначно классику. В ней есть жизнь и душа режиссера, актеров, и тебе дозволено соприкоснуться с этим сокровенным.

– Кто вам близок по духу из киномастеров?

– Мне нравится Алексей Герман-старший, очень люблю ранние фильмы Эмира Кустурицы, нравится Микеланджело Антониони. Я часто хожу в киноклуб Олега Борецкого, чтобы смотреть классику на большом экране.

– Как будущий режиссер можете оценить последние казахстанские фильмы?

– К сожалению, многих наших фильмов я не смотрел и не имею права оценивать и говорить что-то. Из всего, что я видел, мне нравится “Конечная остановка” Серика Апрымова 1989 года.

– Вы себя относите к категории арт-хаусных режиссеров?

– Да. Коммерческое кино мне неинтересно. Если бы я хотел делать деньги, мог бы и в Павлодаре их делать – продавать лес в Россию, торговать, как все мои друзья. Коль скоро я пришел в кинематограф заниматься искусством, то им и надо заниматься. В Казахстане невозможно стать крутым коммерческим режиссером, для этого надо уезжать в Россию или в Штаты, чтобы расти. Потому что киноиндустрия у нас развита всего в двух городах. Это то же самое, как хороший футболист не может играть в Казахстане, ему нужно расти профессионально в Европе.

– Вы в реальной жизни нашли свою Тюльпан (имя возлюбленной героя Асхата в фильме. – Кор.)?

– Да (улыбается). Думаю, нашел.

Марина ХЕГАЙ, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)